Организация планирует начать производство нового моющего средства для автомобилей. В соответствии с планом маркетинговых исследований организации образцы моющего средства в одноразовой упаковке бесплатно для потребителей распространяются через автотехцентры по договору с организацией-производителем. В дальнейшем автотехцентры по телефону осуществляют опрос потребителей, результаты опроса передаются организации-производителю для обработки и анализа в целях улучшения качества и учета пожеланий потребителей. Только после доработки и доведения до совершенства потребительских свойств товара он будет внедрен в массовое производство. Учитываются ли расходы на осуществление вышеуказанных мероприятий организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 27 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.

Однако, как следует из вопроса, безвозмездное распространение моющего средства было предусмотрено организацией в соответствии с маркетинговым планом с целью улучшения качества и учета пожеланий потребителей.

Учитывая изложенное, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организация вправе учитывать в составе расходов затраты на выпуск одноразовых упаковок моющего средства (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ), а также на проведение маркетингового исследования, связанного с бесплатным распространением этого продукта (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ), при подтверждении факта использования результатов маркетингового исследования и документальном подтверждении произведенных расходов.

Нельзя не сказать об иной позиции Минфина России в отношении близкого по сути вопроса.

По мнению Минфина России (Письмо от 16.08.2005 N 03-04-11/205) по однотипному вопросу такого рода, расходы следует относить к расходам на рекламу и учитывать в целях гл. 25 НК РФ по пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ (с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ) при условии их соответствия основным понятиям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). На сегодняшний день - это положения ст. 3 Закона N 38-ФЗ.

Следуя выводам данного Письма Минфина России, в случае несоответствия расходов требованиям Закона N 38-ФЗ и положениям ст. 252 НК РФ безвозмездная передача товаров потенциальным покупателям признается в целях исчисления налога на прибыль безвозмездной реализацией, и согласно п. 16 ст. 270 НК РФ указанные расходы налоговую базу не уменьшают.

Отметим некоторые нюансы, помогающие решить, являются ли эти расходы расходами на рекламу или же это расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Как указано в рассматриваемом вопросе (и это важно), организация заранее, до начала выпуска моющего средства, составила маркетинговый план с целью изучения мнения потребителей и распространяла образцы моющего средства в одноразовой упаковке именно на основании имеющегося плана. Результаты опроса потребителей анализируются организацией, помогая улучшить качество. То есть эта акция не была направлена на простое привлечение внимания или поддержание интереса к товару и его продвижение на рынке и, следовательно, не подпадает под понятие рекламы, используемое в целях Закона N 38-ФЗ: "информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке", поскольку акция имела конкретную цель: доработать и улучшить качество и, как указано в вопросе, "только после доработки и доведения до совершенства потребительских свойств товара он будет внедрен в массовое производство".

Закон N 38-ФЗ не содержит каких-либо положений, указывающих на то, что при проведении рекламных акций организация налаживает "обратную связь" с потребителем с целью улучшить качество рекламируемого товара.

Таким образом, по нашему мнению, в данной конкретной ситуации более правильным будет применение именно пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ (расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией).

Однако при следовании указанной позиции возможность споров с налоговыми органами не исключена.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

28.10.2010