О возможности зарегистрировать выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации

(Вавулин Д. А.) ("Право и экономика", 2005, N 6) Текст документа

О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ВЫПУСКИ АКЦИЙ, РАЗМЕЩЕННЫЕ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Д. А. ВАВУЛИН

Вавулин Денис Александрович Начальник отдела по работе с регионами Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Западном регионе. Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению. Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (далее - Закон N 174-ФЗ) вступил в силу с 28 декабря 2003 г. <*>. -------------------------------- <*> Подробнее см.: Комментарий к Закону "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" // Право и экономика. 2004. N 3.

Принятие и введение в действие Закона N 174-ФЗ было вызвано необходимостью урегулировать отношения, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации их выпуска. При этом действие Закона N 174-ФЗ распространялось не на все выпуски ценных бумаг акционерных обществ, а лишь на выпуски акций, которые были размещены до вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", т. е. до 25 апреля 1996 г.

Законом N 174-ФЗ предусматривалось, что акционерные общества, разместившие выпуски своих акций до вступления в силу Закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации выпуска, должны представить документы, необходимые для государственной регистрации выпуска размещенных ценных бумаг, не позднее года со дня вступления его в силу (не позднее 28 декабря 2004 г.). Ключевой нормой Закона N 174-ФЗ стало положение о том, что владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена на основании данного Закона, признаются лица, которым ценные бумаги принадлежат на момент такой государственной регистрации. Соответственно и сделки, в результате которых указанные лица приобрели ценные бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации их выпуска. Те акционерные общества, которые не воспользовались предоставленным им Законом N 174-ФЗ правом и не зарегистрировали в установленный срок выпуски размещенных акций, подлежат принудительной ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. Отсутствие государственной регистрации выпуска акций не является препятствием для добровольной ликвидации или преобразования акционерного общества в случае, если решение о его ликвидации или преобразовании было принято опять-таки до 28 декабря 2004 г. Период, когда в соответствии с Законом N 174-ФЗ акционерные общества, разместившие выпуски своих акций до вступления в силу Закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации выпуска, могли "безболезненно" исправить данное нарушение, закончился 28 декабря 2004 г. Соответственно и акционерные общества, не воспользовавшиеся предоставленной им законодателем возможностью узаконить не зарегистрированные в свое время выпуски акций, подлежат принудительной ликвидации. Какова ситуация на сегодняшний день? Прежде всего, необходимо отметить, что целый ряд акционерных обществ, конечно же, в лице их собственников поспешили воспользоваться предоставленной им возможностью узаконить незарегистрированные выпуски акций, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг. Так, например, в регионе деятельности РО ФСФР России в Юго-Западном регионе (Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская области) документы на регистрацию выпусков акций, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации выпуска, подали более 100 акционерных общества. Однако зарегистрированы выпуски акций были только немногим более 60 акционерных обществ. Остальным по различным законным основаниям было отказано в государственной регистрации выпусков акций. Вместе с тем с достаточной степенью достоверности можно предположить, что в регионе по-прежнему действуют акционерные общества, которые разместили свои акции до 1996 г., но так их и не зарегистрировали. Аналогичная ситуация имеет место и в других регионах страны, где действуют территориальные органы ФСФР России. В этой связи возникает несколько вполне закономерных вопросов. 1) Что же все-таки делать с теми акционерными обществами, которые разместили свои акции до 1996 г., но так и не сделали попыток зарегистрировать их выпуск, даже после появления Закона N 174-ФЗ? 2) Что делать с теми акционерными обществами, которые попытались зарегистрировать выпуски своих акций на основании Закона N 174-ФЗ, но получили обоснованные отказы в государственной регистрации от регистрирующих органов и продолжают функционировать вне правового поля, грубо нарушая законодательство? 3) Каковы теперь должны быть действия уполномоченных государственных органов по разрешению ситуации (акции размещены без государственной регистрации их выпуска), способной привести к существенным нарушениям прав и законных интересов акционеров и инвесторов? На первый взгляд ответы на эти вопросы вполне очевидны. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ все акционерные общества, разместившие выпуски своих акций до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации выпуска и не зарегистрировавшие их до 28 декабря 2004 г., подлежат принудительной ликвидации. Причем ликвидироваться такие акционерные общества должны по искам соответствующих территориальных органов ФНС России. Применение данной нормы Закона N 174-ФЗ по отношению к тем акционерным обществам, которые никоим образом не отреагировали на предоставленную им возможность "узаконить" выпуски своих размещенных, но не зарегистрированных надлежащим образом акций, не вызывает каких-либо сомнений. Однако ликвидация тех акционерных обществ, которые все же предпринимали попытки зарегистрировать не зарегистрированные вовремя выпуски, но не смогли это сделать по объективным причинам (обоснованный отказ в регистрации выпуска со стороны регистрирующих органов), является несколько спорным и не вполне справедливым. Ведь наличие желания у акционеров общества стать его "официальными" собственниками может говорить о многом, в том числе и о том, что данное предприятие эффективно функционирует и у него есть перспективы дальнейшего развития. Поэтому не вполне логично было бы из-за отказа в регистрации выпуска акций по формальным основаниям запускать в действие механизм ликвидации, быть может, нормально функционирующего предприятия, тем более в современных условиях. В этой связи не случайным является появление письма ФСФР России от 28 марта 2005 г. N 05-ВГ03/4424 "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". Этим письмом регулятор отечественного финансового рынка оставляет возможность акционерным обществам, которые не смогли в соответствии с Законом N 174-ФЗ зарегистрировать ранее незарегистрированные выпуски акций, осуществить их регистрацию с нарушением установленного срока. Однако такая возможность предоставляется не всем акционерным обществам, а лишь тем из них, которые представили документы на регистрацию выпуска акций в регистрирующий орган до 28 декабря 2004 г., но не зарегистрировали выпуск акций, а также тем акционерным обществам, которым регистрирующий орган отказал в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. В частности, в письме указывается следующее: 1) в случае представления документов для государственной регистрации незарегистрированных выпусков акций в установленный срок решение о государственной регистрации или решение об отказе в государственной регистрации таких выпусков акций может быть принято после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона N 174-ФЗ (т. е. после 28 декабря 2004 г.); 2) в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации упомянутых выпусков акций документы для государственной регистрации указанных выпусков акций после устранения нарушений, послуживших основанием для принятия такого решения, могут быть повторно представлены акционерным обществом-заявителем, в том числе после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона N 174-ФЗ. В этом случае такие документы подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Законом, в том числе после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона. Также в письме ФСФР России установлено, что в случае представления документов для государственной регистрации упомянутых выпусков акций позднее срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона, они не подлежат рассмотрению и должны быть возвращены акционерному обществу-заявителю без рассмотрения с указанием причин. При этом в письме ФСФР России еще раз подчеркивается, что акционерные общества, не представившие вовремя документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. В настоящее время в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ регистрирующий орган (ФСФР России и ее региональные отделения) за совершение ряда юридически значимых действий, связанных с регистрацией эмиссии ценных бумаг, взимает государственную пошлину. Это в полной мере относится и к тем акционерным обществам, которые получили право зарегистрировать не зарегистрированные ранее выпуски акций. В данном случае акционерным обществом должна быть уплачена государственная пошлина в размере 11000 руб., в том числе рассмотрение заявления о регистрации выпуска и о регистрации отчета об итогах выпуска - 1000 руб.; государственная регистрация выпуска - 10000 руб. <*>. -------------------------------- <*> По вопросу осуществления уплаты государственной пошлины за совершение регистрирующими органами юридически значимых действий см. информационное письмо ФСФР России от 6 апреля 2005 г. "О расчетных (платежных) документах по уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг, а также иных действий, предусмотренных п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации" // www. fcsm. ru.

Название документа