Орган контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды проводит выездную проверку организации. В период проведения проверки должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов предъявило организации требование о представлении некоторых документов. Организация, ссылаясь на то, что объем подлежащих представлению документов слишком большой, письменно уведомила орган контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представить все документы в требуемый срок и просила продлить срок их представления. Вместе с этим органом контроля за уплатой страховых взносов было принято решение об отказе в продлении срока представления документов. По каким причинам вынесен подобный отказ, организации не известно. Впоследствии организация была оштрафована за непредставление документов в установленный срок. Организация с привлечением к ответственности (в виде штрафа) не согласна, поскольку считает, что ее вины в правонарушении нет и все документы были представлены, но в более поздние сроки. Возможно ли организации обжаловать действия органа контроля за уплатой страховых взносов в судебном порядке?

Ответ: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) организации отнесены к плательщикам страховых взносов.

Статьей 3 Закона N 212-ФЗ определены органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.

Пункт 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.

В частности, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить выездные проверки.

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов.

Документы должны представляться организацией в виде заверенных копий в течение 10 дней со дня получения проверяемой организацией требования (ч. 2 и 5 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ, в случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 2 дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, определенной в Приложении N 22 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н.

Таким образом, ч. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ предусмотрено право (а не обязанность) руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков. Причем стоит отметить, что формой решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов не предусмотрено, что в данном решении руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов должен пояснять причины, по которым принимается то или иное решение по вопросу продления срока.

С учетом этого не исключено, что на практике могут возникать ситуации, когда проверяемая организация не будет обладать информацией о причинах, по которым организации отказано в продлении срока представления документов, которые затребованы в большом (по мнению организации) объеме.

Представление запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 48 Закона N 212-ФЗ. Статья 48 Закона N 212-ФЗ устанавливает, что штраф за подобное правонарушение составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Одновременно с этим необходимо отметить, что в силу ч. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое Законом N 212-ФЗ установлена ответственность.

Таким образом, ч. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ установлено, что для признания действий плательщика страховых взносов правонарушением необходимо установить наличие (или отсутствие) его вины.

Статьей 42 Закона N 212-ФЗ определены формы вины при совершении правонарушения. Так, согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения (ч. 4 ст. 42 Закона N 212-ФЗ).

Поскольку согласно ч. 2 ст. 40 Закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов, определять наличие вины организации будет орган контроля за уплатой страховых взносов.

Статьей 43 Закона N 212-ФЗ определены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Фактически данной статьей прямо не предусмотрено, что затруднения проверяемой организации по представлению требуемых документов, ввиду большого объема требуемых документов, могут каким-либо образом исключить вину организации в совершении правонарушения. При этом п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ устанавливает, что органом контроля за уплатой страховых взносов или судом могут учитываться иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.

С учетом этого если проверяемая организация не согласна с решением органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении ее к ответственности и считает, что вина в совершении правонарушения отсутствует, то организация может обратиться в судебные органы для установления факта отсутствия ее вины и отмены решения о привлечении к ответственности (согласно ч. 3 ст. 54 Закона N 212-ФЗ организации должны подавать заявление в арбитражный суд).

Стоит признать, что судебная практика по данному вопросу (применительно к положениям Закона N 212-ФЗ) к настоящему времени не сложилась.

При этом полагаем возможным обратить внимание на судебную практику применительно к положениям Налогового кодекса РФ по схожему вопросу.

Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 31.08.2010 N КА-А40/10002-10 установил, что вина организации в схожей ситуации отсутствовала, и признал действия налогового органа (который не продлит срок представления документов) неправомерными.

В дополнение необходимо отметить, что позиция о действиях налоговых органов в подобной ситуации выражена, например, в Письме Минфина России от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336, согласно которой при продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы. Позиция Минздравсоцразвития России о возможных действиях органов контроля за уплатой взносов к настоящему времени отсутствует.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

27.10.2010