О порядке налогообложения налогом на прибыль до 01.01.2010 внебиржевых срочных сделок, базисным активом по которым является форвардный курс, в случае если согласно условиям таких сделок поставка иностранной валюты не производится, а взаиморасчет осуществляется исходя из разницы форвардного курса валюты, установленного при заключении сделки, и курса валюты, определяемого на дату исполнения сделки

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 октября 2010 г. N 03-03-06/2/186

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, действовавшем до 1 января 2010 г., и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.01.2010) под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) (далее - ФИСС) понимались соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.

Как следует из письма, организацией была заключена внебиржевая срочная сделка, по условиям которой поставка иностранной валюты не производится, а осуществляется взаиморасчет исходя из разницы форвардного курса валюты, установленного при заключении сделки, и курса валюты, определяемого на дату исполнения сделки. При этом базисным активом сделки является форвардный курс.

В соответствии со ст. 326 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки. В редакции НК РФ, действовавшей до 1 января 2010 г., также было установлено, что по сделкам, носящим длительный характер, налоговая база определялась налогоплательщиком также на дату окончания отчетного (налогового) периода.

Порядок определения налоговой базы по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, установлен ст. 303 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 303 НК РФ доходами налогоплательщика по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, полученными в налоговом (отчетном) периоде, признавались в том числе суммы денежных средств, причитающиеся к получению в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с ФИСС при ее исполнении (окончании) либо исчисленные за отчетный период, рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с ФИСС до даты окончания операции с ФИСС либо за отчетный период.

При этом п. 2 ст. 303 НК РФ было предусмотрено, что в расходах учитываются суммы денежных средств, подлежащие уплате в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с ФИСС при ее исполнении (окончании) либо исчисленные за отчетный период, рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с ФИСС до даты окончания операции с финансовым инструментом срочных сделок либо за отчетный период.

Как следует из ст. ст. 303 и 326 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.), налогоплательщики - участники сделки были обязаны включать в налоговую базу сумму увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшуюся за период с даты заключения сделки (даты окончания предыдущего отчетного (налогового) периода) до даты исполнения сделки (окончания отчетного (налогового) периода).

Таким образом, по расчетным (беспоставочным) сделкам "форвард" в налоговом учете на дату окончания отчетного (налогового) периода в составе доходов (расходов), формирующих налоговую базу по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, следовало отражать сумму увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшуюся за отчетный (налоговый) период в связи с изменением количественного показателя, характеризующего базисный актив и определенного условиями срочной сделки.

Статьей 326 Кодекса установлено, что требования (обязательства) могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом в редакции указанной статьи, действовавшей до 1 января 2010 г., также было установлено, что требования (обязательства) в иностранной валюте подлежали переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю.

Таким образом, требования (обязательства) в валюте, определенные в установленном п. п. 1 и 2 ст. 303 порядке, отражались в налоговом и бухгалтерском учете в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, в составе доходов (расходов) участников беспоставочной срочной сделки в соответствии с требованиями НК РФ, действовавшими до 1 января 2010 г., должны были учитываться суммы увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшиеся за отчетный (налоговый) период в связи с изменением рыночной стоимости идентичных финансовых инструментов срочных сделок, порядок определения которых был закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

27.10.2010