Комментарий к Приказам ФНС России от 30.11.2004 N САЭ-3-09/141@ и от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165@
(Степанова Е. Ф.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗАМ ФНС РОССИИ
ОТ 30.11.2004 N САЭ-3-09/141@
И ОТ 20.12.2004 N САЭ-3-09/165@
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 24 мая 2005 года
Е. Ф. СТЕПАНОВА
Степанова Е. Ф., советник налоговой службы Российской Федерации II ранга.
Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внес в законодательство целый ряд существенных изменений, связанных с реализацией принципа "одного окна". Чтобы зарегистрировать организацию, а также встать на учет в налоговом органе, достаточно один раз обратиться в налоговую инспекцию.
С 1 января 2004 года действует новый порядок постановки на учет организаций в налоговых органах. Главное отличие нового порядка заключается в том, что заявление о постановке на учет необходимо подать в налоговый орган только при постановке на учет организаций по месту нахождения ее обособленных подразделений. В остальных случаях, предусмотренных статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации, постановка на учет организации осуществляется без ее участия. Налоговыми органами обеспечивается одновременность выдачи налогоплательщику документов по учету и государственной регистрации.
Приказ ФНС России от 30.11.2004 N САЭ-3-09/141@ "Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией" (далее - Приказ 141@) и Приказ ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165@ "Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения" (далее - Приказ 165@) устанавливают единообразие процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией и в связи с изменением места нахождения.
Цель издания Приказов - это установление единообразных действий, не только отнесенных непосредственно к учету налогоплательщиков, но и действий, связанных с проведением контрольных мероприятий, а также с передачей всех необходимых документов, относящихся к данному юридическому лицу, в иной налоговый орган.
Так, Приказом 141@ устанавливается следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
Структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от организации сообщения о реорганизации, в обязательном порядке направляет в соответствующие отделы данного налогового органа и в налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, сведения о дате принятия организацией решения о реорганизации для проведения контрольных мероприятий в отношении реорганизуемой организации.
При применении Приказов 141@ и 165@ актуальным является вопрос, касающийся проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом при снятии с учета.
Нормы о проведении сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом содержатся в разделе 3 "Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом и особенности его применения, информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом" Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного Приказом 468@.
Приказом 468@ устанавливается порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом в следующих случаях:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) юридического лица;
- по инициативе налогоплательщика;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Приказом 141@ установлено, что налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица обязан провести сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами в соответствии с порядком, утвержденным Приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" (далее - Приказ 468@).
Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом вместе с информационным письмом, содержащим сведения о проведенных контрольных мероприятиях в отношении реорганизуемой организации (дата последней выездной налоговой проверки, дата сдачи последней налоговой и бухгалтерской отчетности, судебные дела и др.), направляется в налоговый орган по месту нахождения вновь созданной в результате реорганизации организации.
По мере необходимости нужные документы запрашиваются в налоговом органе по месту нахождения реорганизуемой организации.
При этом следует отметить, что ни регистрационное, ни учетное дело, ни документы, связанные с деятельностью организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации, в налоговый орган по месту нахождения организации, созданной путем реорганизации, не передаются. Документы передаются на хранение в архив налогового органа.
Государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В случае прекращения деятельности организации в результате реорганизации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица (пункт 5 статьи 84 Кодекса).
Постановка на учет организации, созданной в результате реорганизации, в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН) организаций при снятии их с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации, реорганизуемой в форме выделения и присоединения, не изменяется.
Организации, выделившейся из реорганизуемой организации, присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присоединяемой организации при снятии с учета в связи с прекращением деятельности в результате реорганизации признается недействительным.
Приказом 165@ регулируются вопросы снятия с учета и постановки на учет, а также передача сведений и документов при изменении места нахождения юридического лица в налоговый орган по новому месту нахождения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Кодекса изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Если изменение места нахождения требует снятия организации с учета, оно осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете.
Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменении места нахождения организации не изменяется.
Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), используется выписка из ЕГРЮЛ, содержащая запись об изменении места нахождения юридического лица.
Свидетельство о постановке на учет, ранее выданное организации, признается недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется.
Серии и номера свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными, размещаются на Web-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с положениями Приказа МНС России от 05.04.2004 N САЭ-3-27/265@ "О введении в действие Интернет-сайтов территориальных органов на базе единого централизованного программно-технического комплекса".
Сведения о постановке на учет юридического лица (ИНН/КПП, дата постановки на учет) включаются в ЕГРЮЛ не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на учет.
Снятие с учета организации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.
Датой снятия организации с учета является дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица.
Налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета в связи с изменением места нахождения, выдает организации (направляет по почте) Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-5, утвержденной Приказом МНС России N 178, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ.
Постановка на учет организации в связи с изменением места нахождения осуществляется в соответствии с нормами пункта 4 статьи 84 Кодекса на основании сведений из ЕГРЮЛ.
Постановка на учет юридического лица в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ, содержащей запись об изменении места нахождения, и файла выгрузки из ЕГРН из налогового органа по прежнему месту нахождения юридического лица.
Датой постановки организации на учет является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица, которая указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации, выдает ей (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет по форме N 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России N 178, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки организации на учет.
В Приказе 165@ содержится раздел IV "Мероприятия, проводимые в отношении организаций, уклоняющихся от постановки на учет в налоговом органе".
Раздел IV применяется к организациям, которые до 1 января 2004 года снялись с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения и не представили заявление о постановке на учет в налоговый орган по новому месту нахождения, а также в случае если в период с 1 июля 2002 года по 1 января 2004 года организации представили заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением места нахождения, и налоговый орган внес записи в ЕГРЮЛ, но в то же время эти организации не исполнили обязанность по снятию с учета - не представили заявление по форме, утвержденной Приказом от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии с пунктом 10 статьи 83 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2004 года) налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
В редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ пункт 10 статьи 83 Кодекса однозначно обязывает налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обеспечить постановку их на учет.
В соответствии с разделом IV налоговый орган по новому месту нахождения на основании полученных сведений и документов осуществляет постановку организации на учет и выдает ей (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет по форме, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.
В свидетельстве указывается дата постановки на учет в данном налоговом органе.
Налоговый орган, получивший выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, обязан провести комплекс мероприятий, в том числе и по применению штрафных санкций в соответствии со статьями 116, 117 Кодекса.
Приказом 165@ утвержден Перечень документов, связанных с деятельностью организации, которые подлежат передаче в налоговый орган по новому месту нахождения организации.
Приказом 165@ разделены учетное дело и документы, связанные с деятельностью организации, и четко определены сроки их передачи в налоговый орган по новому месту нахождения организации.
Учетное дело организации в установленном порядке пересылается в налоговый орган по новому месту нахождения организации в течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета.
Учетное дело должно содержать все документы, послужившие основанием для постановки на учет и снятия с учета (учета сведений, прекращения учета сведений) организации в налоговом органе, в том числе в виде распечатанных и оформленных в установленном порядке выписок из ЕГРЮЛ и оригиналов либо копий (распечаток) сведений, полученных от органов, указанных в статье 85 Кодекса, а также копии запросов о предоставлении сведений о налогоплательщике с отметкой об их исполнении.
В учетное дело включается копия уведомления о снятии с учета.
В учетное дело не включаются документы, связанные с деятельностью организации.
Документы, согласно Перечню, связанные с деятельностью организации, должны быть направлены в налоговый орган по новому месту нахождения не позднее 30 дней со дня снятия организации с учета.
Может возникнуть ситуация, когда должник изменил место нахождения и при этом сразу обратился в арбитражный суд с заявлением в отношении себя о признании несостоятельным (банкротом). При этом установленный Приказом 165@ срок передачи документов, связанных с деятельностью организации, может иметь негативные последствия.
В целях соблюдения срока предъявления требований к должнику, налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица обязан инициировать ускорение передачи документов, необходимых для выявления сумм задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, путем направления срочного запроса в налоговый орган по прежнему месту нахождения.
Тем более что возможность истребования документов по запросу установлена Приказом 165@.
В отношении Приказа 141@ необходимо обратить внимание на еще один аспект. Это взаимодействие налоговых органов при снятии с учета юридических лиц, прекративших деятельность в результате реорганизации в форме слияния и присоединения в случае, когда действия по регистрации прекращения деятельности и действия по снятию с учета осуществляются в разных налоговых органах.
В случае если налогоплательщик не исполнил обязанность, установленную пунктом 2 статьи 23 Кодекса, письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения, данный факт может быть установлен путем анализа сведений, содержащихся в публикации об уведомлении кредиторов реорганизуемого юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации". При выявлении данного факта налоговый орган, во-первых, применяет штрафные санкции, предусмотренные статьей 126 Кодекса и пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, во-вторых, осуществляет все мероприятия, установленные Приказом 141@.
И еще один существенный момент, касающийся двух рассматриваемых Приказов, - это недопустимость возврата полученных документов. При отсутствии какого-либо документа или его части налоговый орган обязан запросить недостающие документы.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время прорабатываются вопросы введения на уровне закона двухмесячного срока уведомления кредиторов и запрета в течение этого срока на совершение регистрационных действий при изменении места нахождения юридического лица. Эти нормы обеспечат возможность проведения налоговыми органами контрольных мероприятий до снятия с учета организаций, как это установлено в случае ликвидации либо реорганизации юридического лица.
Название документа