Налоговым органом была проведена проверка предприятия (государственного унитарного предприятия) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. В ходе проверки налоговым органом было установлено, что за предприятием было закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество. Собственником имущества была разрешена продажа данного имущества на аукционе. Денежные средства были перечислены предприятием в федеральный бюджет после совершения сделки. По мнению налогового органа, предприятие необоснованно включило в состав расходов затраты, связанные с продажей имущества, что привело к неполной уплате налога на прибыль. По результатам проверки налоговым органом было вынесено решение о привлечении предприятия к налоговой ответственности. Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным, указав, что денежные средства от реализации имущества в распоряжение заявителя не поступили, следовательно, решение налогового органа вынесено незаконно. Является ли позиция предприятия обоснованной?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В рассматриваемом случае за предприятием было закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество.

Согласно ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В рассматриваемом случае собственником имущества была разрешена продажа данного имущества на аукционе.

Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

В силу п. 1 ст. 247 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (далее - Постановление) сделки по продаже имущества осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

В силу п. 5 Постановления средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3 процентов цены продажи имущества, и его балансовой стоимости подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

В рассматриваемом случае, так как предприятие действовало по поручению и в интересах собственника государственного имущества, то выручку от реализации этого имущества, за исключением своих затрат, связанных с исполнением поручения собственника, перечислило в федеральный бюджет.

Таким образом, предприятие, реализуя государственное имущество по поручению собственника, действовало в установленном законодательством порядке.

В силу п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В данном случае денежные средства от реализации государственного имущества в распоряжение предприятия не поступали. Прибыль, которую предприятие могло бы использовать по своему усмотрению в результате этих операций, им не получена, в связи с чем у него не возникло объекта налогообложения по налогу на прибыль.

Таким образом, привлечение налоговым органом предприятия к налоговой ответственности является неправомерным.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 14.04.2010 N Ф09-2529/10-С3.

Таким образом, позиция предприятия является обоснованной.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.10.2010