Административным органом была проведена проверка организации по соблюдению Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". По результатам проверки было выявлено хранение алкогольной продукции без лицензии на хранение алкогольной продукции, в связи с чем административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, - промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Организация (осуществляющая хранение) в отзыве на заявление административного органа указала, что осуществляет хранение алкогольной продукции, принадлежащей другому лицу (организации - производителю товара), по договору хранения, в связи с чем организация (осуществляющая хранение) не подлежит административной ответственности. У организации, осуществляющей хранение, отсутствовала лицензия как на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, так и на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Является ли довод организации обоснованным?

Ответ: Довод организации о том, что ее деятельность не подлежит лицензированию, поскольку она осуществляет хранение алкогольной продукции, принадлежащей другому лицу (производителю товара), по договору хранения, не является обоснованным.

Обоснование: Частью 4 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборотом алкогольной продукции являются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

В силу п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В рассматриваемом случае организация осуществляла хранение товара, принадлежащего другому лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Пунктом 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензии выдаются как на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции, так и на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Так, согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 727, лицензии выдаются на хранение спиртосодержащей продукции и закупку, хранение и оптовую реализацию спиртосодержащей продукции.

Из вышеуказанной нормы следует, что подлежат лицензированию: хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Таким образом, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции является самостоятельным видом деятельности, подлежащим лицензированию.

Из этого следует, что хранение алкогольной продукции, принадлежащей другому лицу, без соответствующей лицензии образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 11.04.2007, 04.04.2007 N Ф03-А73/07-2/401 пришел к выводу о том, что в соответствии с вышеназванными нормами подлежат лицензированию, в частности: хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. В наименовании лицензируемого вида деятельности "закупка, хранение и поставки алкогольной продукции" включено слово "хранение", что подразумевает осуществление в рамках указанного лицензируемого вида деятельности и хранение "чужой" продукции, то есть без ее закупки.

Следовательно, наличие лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции исключает привлечение к ответственности за хранение продукции, принадлежащей третьим лицам, в рамках самостоятельного вида деятельности.

Данная позиция действовала до вступления в законную силу Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение", но применяется судами и в настоящее время.

Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2008 N Ф08-6308/2008, ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2008 N А56-48794/2007.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.10.2010