Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (сбор и перемещение твердых бытовых (коммунальных) отходов, отнесенных к IV классу опасности, из мусорокамер жилых домов). Организация при рассмотрении дела ссылается на то, что осуществляемая ею деятельность лицензированию не подлежит. Организация не осуществляет накопление отходов. Является ли довод организации обоснованным?

Ответ: Довод организации о том, что осуществляемая ею деятельность по сбору и перемещению твердых бытовых (коммунальных) отходов, отнесенных к IV классу опасности, из мусорокамер жилых домов не подлежит лицензированию, не является обоснованным.

Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ).

В силу ст. 2 Закона N 128-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом N 128-ФЗ.

Подпунктом 74 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Сбором отходов является прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: IV класс - малоопасные отходы.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786, установлено, что отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и отходы из жилищ крупногабаритные относятся к IV и V классам опасности.

В рассматриваемой ситуации организация осуществляла сбор и перемещение коммунальных отходов, отнесенных к IV классу опасности, без лицензии, что является нарушением пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ. Организация приводит довод о том, что ее деятельность не подлежит лицензированию, однако в пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ указано: лицензированию не подлежит деятельность по накоплению отходов I - V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности. Из деятельности организации следует, что она не осуществляет накопление отходов.

Так, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2009 N А42-3152/2009 решение нижестоящего суда было отменено.

Нижестоящий суд пришел к выводу, что общество осуществляет накопление отходов, а потому ему не требуется специального разрешения.

ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что в соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ накоплением является лишь временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, общество осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию, - изъятие твердых бытовых (коммунальных) отходов из мест их образования - мусороприемных камер жилых домов и перемещение их в контейнеры.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2009 N А42-2909/2009.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.10.2010