Организация осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли хлебобулочными и кондитерскими изделиями через сеть торговых киосков. Указанная деятельность ведется на территории одного муниципального района, то есть торговые киоски расположены в разных населенных пунктах одного муниципального района, обслуживаемого одной налоговой инспекцией. Организация приняла решение о закрытии части торговых киосков. Таким образом, розничная торговля хлебобулочными и кондитерскими изделиями осуществляется организацией только через десять из пятнадцати торговых киосков, по которым организация соответственно рассчитывает и уплачивает ЕНВД исходя из физического показателя базовой доходности "торговое место". Обязана ли организация в описанной выше ситуации уплачивать и представлять отчетность по налогу на имущество организаций в отношении пяти неработающих торговых киосков?

Ответ: Исходя из п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также с использованием объектов нестационарной торговой сети.

Согласно ст. 346.27 Кодекса киоски относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 346.29 Кодекса при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, в частности киоски, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход применяется физический показатель "торговое место".

Если же площадь торгового места, в данном случае - киоска, превышает 5 кв. м, то при исчислении суммы единого налога организация должна применять физический показатель базовой доходности "площадь торгового места (в квадратных метрах)".

Следует отметить, что исходя из п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от уплаты, в частности, налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

При этом согласно п. 1 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Статьей 44 Кодекса предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Исходя из п. 3 ст. 346.28 Кодекса снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему уведомление о снятии его с учета.

Таким образом, прекратить представлять декларации по единому налогу на вмененный доход налогоплательщик может только после подачи в налоговую инспекцию заявления о снятии с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход и получения уведомления о снятии с учета по данному основанию.

Следовательно, организация не признается налогоплательщиком единого налога на вмененный доход в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению данным налогом, или же при утрате права на применение единого налога на вмененный доход в связи с нарушением ограничений, установленных нормами гл. 26.3 Кодекса, и после соответствующего снятия с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

Учитывая изложенное, если организация, имея на балансе пятнадцать торговых киосков и осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли хлебобулочными и кондитерскими изделиями, представляет налоговую декларацию только по единому налогу на вмененный доход и уплачивает данный налог за десять из пятнадцати торговых киосков, то в отношении остальных торговых киосков, не задействованных в указанной предпринимательской деятельности, организация должна уплачивать налоги в рамках общей системы налогообложения.

Соответственно, организация, согласно гл. 30 Кодекса, обязана исчислять и уплачивать налог на имущество и представлять отчетность по этому налогу в отношении пяти неработающих (не задействованных в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход) торговых киосков.

М. С.Скиба

Главный специалист-эксперт

отдела специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

26.10.2010