О реализации мер, направленных на снижение расходов субъектов малого предпринимательства при присоединении к объектам электросетевого хозяйства
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2010 г. N Д05-3850
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации проведена работа, направленная на снижение расходов субъектов малого предпринимательства при присоединении к объектам электросетевого хозяйства, в том числе приняты следующие решения:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 118 "О внесении изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861" (далее - Правила);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 119 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109".
Указанные Постановления Правительства Российской Федерации предусматривают для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно возможность оплаты технологического присоединения с рассрочкой на 3 года с даты присоединения, указанной в договоре, с внесением авансового платежа в размере 5% от стоимости платы за технологическое присоединение без выплаты процентов. При этом денежные средства в объеме авансирования указанных субъектов малого и среднего предпринимательства, полученные сетевой организацией за счет кредитования, по итогам заключенных договоров учитываются по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Потребители электрической энергии, присоединяющие энергопринимающие устройства мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, оплачивают присоединяемую мощность в размере не более 550 руб. При этом сетевая организация рассчитывает уровень экономически обоснованной платы за технологическое присоединение этими потребителями от всего объема мощности и определяет объем выпадающих доходов, планируемых к компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает уровень экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от применения платы в размере не более 550 руб., объем которых учитывается при расчете тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии.
КонсультантПлюс: примечание.
Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные Приказом ФСТ России от 23.10.2007 N 277-э/7, утратили силу с 01.11.2009 в связи с изданием Приказа ФСТ России от 21.08.2009 N 201-э/1.
Во исполнение указанных Постановлений Правительства Российской Федерации ФСТ России были внесены соответствующие изменения в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные Приказом ФСТ России от 23.10.2007 N 277-э/7.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям" были предусмотрены дополнительные условия по упрощению и удешевлению процедуры присоединения к электрическим сетям объектов, необходимых для осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, в частности:
- предоставлено право субъектам малого и среднего предпринимательства производить технологическое присоединение в упрощенном порядке (без предъявления к осмотру должностным лицом Ростехнадзора);
- определен порядок расчета размера платы за технологическое присоединение заявителей в целях временного (на срок не более 6 месяцев) технологического присоединения принадлежащих им энергопринимающих устройств для обеспечения электрической энергией передвижных объектов с максимальной мощностью до 100 кВт включительно без учета инвестиций для строительства сетевых объектов;
- для указанных заявителей не допускается установление платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту;
- установлена ответственность сетевой организации за срыв сроков исполнения обязательств по технологическому присоединению;
- установлены пределы обязательств сторон в процессе осуществления технологического присоединения;
- установлен порядок организации оборота электрической мощности, высвобождаемой в процессе реализации мероприятий по энергосбережению;
- введена обязанность сетевой организации раскрывать дополнительную информацию (в том числе сведения о поданных заявках на технологическое присоединение) для целей повышения прозрачности процедуры технологического присоединения;
- установлен порядок обязательного расширения существующей сети сетевыми организациями в случае исчерпания резерва по подключению новых потребителей;
- установлена возможность опосредованного технологического присоединения через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц;
- установлен порядок восстановления права заявителя на присоединенную мощность при утрате ранее выданных технических условий;
- уточнен перечень сведений, включенный в стандарт раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
При этом следует отметить, что в настоящее время согласно п. 30 Правил при утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.
С 1 января 2011 г. согласно Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети. Указанные затраты учитываются в тарифах сетевой организации на услуги по передаче электрической энергии.
В плату за технологическое присоединение включаются расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ("последняя миля").
Затраты сетевых организаций по "расшивке узких мест" со смежными сетями включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, оплата технологического присоединения конкретным заявителем будет значительно ниже существующей в настоящее время.
В настоящее время поставка электрической энергии потребителям (кроме населения) осуществляется частично по регулируемым тарифам, частично - по свободным ценам в связи с их либерализацией. Процесс либерализации тарифов на электрическую энергию определен действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Ответственным за реформу электроэнергетики России является Министерство энергетики Российской Федерации.
В условиях рыночной экономики государство не может объявить запрет на повышение тарифов жилищно-коммунального комплекса, так как любое необоснованное ограничение цен, тарифов естественных монополий ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности организации. Сдерживание или замораживание тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не является эффективной мерой, поскольку в будущем отмена данного запрета приводит к более высокому росту тарифов на товары и услуги для данной организации и, соответственно, росту тарифов для населения.
Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2010 - 2012 гг. являются рост затрат на топливо и либерализация рынка электрической энергии.
Прирост регулируемых тарифов на электроэнергию на 2010 г. определен в размере 8%, в том числе в среднем 10% для населения и 7,6% для прочих потребителей. Более высокие темпы роста тарифов для населения вызваны необходимостью сокращения перекрестного субсидирования между промышленными потребителями и населением.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н. И.ЛАРИОНОВА
25.10.2010