Работник коммерческой организации был уволен в связи с его призывом на военную службу. Имеет ли право указанный работник после демобилизации требовать восстановления его на работе?

Ответ: Работник коммерческой организации, уволенный в связи с призывом на военную службу, не вправе требовать после демобилизации восстановления его на работе в коммерческой организации.

Обоснование: Согласно пп. 10 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК РФ), являются основанием для прекращения трудового договора.

В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Таким образом, вышеназванная норма в качестве основания для увольнения работника предусматривает его призыв на военную службу.

Вместе с тем ТК РФ не предусматривает обязанность работодателя восстанавливать работника на работе после его демобилизации из Вооруженных Сил.

Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке предоставляется работа с учетом их специальности в государственных организациях, а также в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, сохраняется право на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.

Из анализа данной нормы следует, что демобилизованные военнослужащие имеют преимущественное право при трудоустройстве только в государственные организации.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 в целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению. При этом соответствующие органы должны исходить из того, что исполнение гражданином конституционной обязанности военной службы влечет за собой обязанность государства обеспечить первоочередное трудоустройство лиц, уволенных с военной службы по призыву. При невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва, его трудоустройство должно быть осуществлено органами государственной службы занятости.

Следует отметить, что законодательство РФ никаких преимущественных прав демобилизованным военнослужащим при трудоустройстве, восстановлении на работе в коммерческих организациях не предоставляет.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

25.10.2010