Одним из видов деятельности организации является сдача в аренду собственных нежилых помещений. Организация находится на общей системе налогообложения, освобождением от уплаты НДС не пользуется
К организации обратилась иностранная компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, в лице ее представительства, аккредитованного на территории РФ, с просьбой заключить договор аренды нежилых помещений с целью их использования под офис.
Распространяется ли на организацию освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное п. 1 ст. 149 НК РФ, при сдаче в аренду помещений иностранной организации в указанном случае?
Если да, то какими документами подтверждается право на освобождение?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2010 г. N 03-07-07/69
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по аренде нежилых помещений иностранной коммерческой организации, зарегистрированной на Британских Виргинских островах и аккредитованной на территории Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно п. 1 ст. 149 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. При этом данное освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.
Перечень иностранных государств, в отношении которых применяется указанное освобождение, установлен Приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 N 6498/40н. В данный Перечень включены услуги по аренде служебных (офисных) помещений, оказываемые иностранным организациям, зарегистрированным на Британских Виргинских островах (Великобритания).
Что касается документального подтверждения права налогоплательщиков на указанное освобождение от налогообложения, то перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 Кодекса не установлен.
По нашему мнению, в указанном случае налогоплательщик имеет право применять освобождение от налогообложения при наличии документов, подтверждающих аккредитацию представительств иностранных компаний и филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 Устава Федерального государственного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденного Приказом Минюста России от 16.11.2005 N 220, сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведет данное учреждение.
Таким образом, документальным подтверждением права на получение освобождения от налогообложения является копия свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой.
Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения вышеуказанного освобождения является договор аренды, заключенный с иностранной организацией.
Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
25.10.2010