Экспертная организация, осуществляющая деятельность в области оценки пожарного риска, прошла добровольную аккредитацию и учла затраты на ее прохождение в составе расходов в целях применения гл. 25 НК РФ по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговый орган посчитал включение данных затрат в состав расходов неправомерным, поскольку, по мнению налогового органа, такие затраты не являются обоснованными. Вправе ли организация учитывать затраты, понесенные на прохождение добровольной аккредитации, в составе прочих расходов в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ: Порядок проведения аккредитации в Российской Федерации регламентируется Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 30.12.1999 N 72.
В соответствии с п. 1.1 Общих правил аккредитация представляет собой процедуру, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и других объектов.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304 утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее - собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее - экспертная организация). Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В этой связи МЧС России издало Приказ от 25.11.2009 N 660 (зарегистрирован в Минюсте России 25.01.2010 N 16042), утвердивший Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Порядок).
Пунктом 1 вышеуказанного Порядка установлено, что он регулирует вопросы взаимоотношений между экспертными организациями, претендующими на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее - объект защиты) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - аккредитация), Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и государственным учреждением, находящимся в ведении МЧС России (далее - государственное учреждение), устанавливает порядок получения экспертной организацией аккредитации, переоформления и продления срока действия документа об аккредитации, приостановления и возобновления действия документа об аккредитации, а также порядок проверки осуществления деятельности аккредитованной экспертной организацией по соответствующим направлениям аккредитации.
В соответствии с п. 2 Порядка аккредитованными в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, признающие и соблюдающие данный Порядок.
Следует иметь в виду, что расходы на прохождение аккредитации не поименованы ни в одной из "расходных" статей гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем перечень расходов, поименованный в ст. 264 НК РФ (прочие расходы, связанные с производством и реализацией), является открытым.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 3 Порядка целью аккредитации является обеспечение доверия к деятельности экспертной организации на основе подтверждения и признания ее компетентности по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Данное положение свидетельствует о том, что затраты на прохождение аккредитации произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. То есть можно констатировать, что эти затраты обоснованны и в данном случае правильность вывода налогового органа сомнительна.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, организация вправе учитывать затраты, понесенные на прохождение добровольной аккредитации, в составе расходов в целях гл. 25 НК РФ, если имеется их документальное подтверждение. При этом данные расходы можно отразить по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Вместе с тем данная позиция неоднозначна, так как прямой нормы в отношении учета расходов на прохождение аккредитации НК РФ не предусмотрено. Следовательно, организации надо быть готовой отстаивать свою точку зрения в суде.
О. А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
22.10.2010