Организация осуществляет производство и продажу офисной техники (принтеров, факсов, МФУ), на которую распространяются гарантийный ремонт и обслуживание. Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание не создавался. Налоговый орган по результатам камеральной проверки организации указал, что она обязана была создать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание для включения расходов на гарантийный ремонт при исчислении налога на прибыль. Правомерна ли позиция налогового органа?

Ответ: Позиция налогового органа неправомерна, поскольку формирование резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание для включения в него расходов по гарантийному ремонту является правом организации, а не ее обязанностью, соответственно, в случае отсутствия данного резерва налогоплательщик включает расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль.

Обоснование: Как указано в п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

На основании п. 3 ст. 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

Как установлено пп. 9 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений ст. 267 НК РФ).

При этом, как указано в ст. 267 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном данной статьей.

Налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

НК РФ не уточняет, является ли создание данного резерва обязанностью или правом налогоплательщика. Минфин России в Письме от 04.06.2012 N 03-03-06/1/289 разъясняет, что, в случае если налогоплательщиком принято решение не создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту, обоснованные и документально подтвержденные расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Ранее финансовое ведомство придерживалось аналогичной позиции (Письмо Минфина России от 23.11.2004 N 03-03-01-04/138).

Следовательно, формирование резерва на гарантийный ремонт и обслуживание является правом налогоплательщика, а не его обязанностью, соответственно, при отсутствии данного резерва налогоплательщик включает расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль.

А. А.Болдырь

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

03.02.2014