Иск к государству - отвечает казна
(Редакционный материал)
("ЭЖ-Юрист", 2005, N 20)
Текст документа
ИСК К ГОСУДАРСТВУ - ОТВЕЧАЕТ КАЗНА
Необходимо ли в резолютивной части судебного решения и в исполнительном листе по делам по искам к казне Российской Федерации указывать наименование федерального органа государственной власти - должника, выступающего в суде от имени казны Российской Федерации?
Как следует из содержания ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ, вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, либо причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1071 ГК РФ также предусматривает возмещение причиненного вреда за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают финансовые органы соответствующего субъекта.
Поэтому по делам указанной категории в силу ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования через соответствующие финансовые органы.
Подлежат ли исполнению судебные постановления по делам по искам о взыскании денежных средств с казны Российской Федерации, ассигнования на которые не предусмотрены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2004 год"?
Статьей 134 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено направление в Министерство финансов Российской Федерации исполнительных листов судебных органов только по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, исполнение которых осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели.
Вместе с тем судебные органы выносят постановления о взыскании денежных средств с казны Российской Федерации по искам к Российской Федерации с требованиями иного рода, исполнение которых не предусмотрено в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2004 год".
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из ч. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, то есть федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от ее имени выступают финансовые органы соответствующего субъекта.
Кроме того, при решении данного вопроса следует учитывать следующее.
В случае отсутствия статей расходов в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований порядок учета таких расходов при формировании и принятии соответствующего бюджета регулируется п. 5 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Министерство финансов Российской Федерации, а также финансовые органы соответствующего субъекта Российской Федерации обязаны исполнять судебные постановления по искам о взыскании денежных средств с казны Российской Федерации, ассигнования на которые не предусмотрены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2004 год".
За счет какой казны - Российской Федерации или субъекта Российской Федерации - подлежит возмещению вред, причиненный гражданину незаконными действиями мирового судьи?
Статья 118 Конституции Российской Федерации предусматривает, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Финансирование федеральных судов и мировых судей в соответствии со ст. 124 Конституции Российской Федерации и ст. 3 названного Федерального конституционного закона осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации.
Закона о возмещении вреда, причиненного лицу незаконными действиями мирового судьи, за счет казны субъекта Российской Федерации не имеется.
С учетом вышесказанного, а также исходя из того, что федеральные суды и мировые судьи составляют единую судебную систему Российской Федерации, финансирование которой осуществляется за счет средств федерального бюджета, вред, указанный в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, в том случае, если он причинен гражданину незаконными действиями мирового судьи, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Извлечение из обзора, подготовленного отделом работы
с законодательством Верховного суда РФ и 8 декабря
2004 г. утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ
Название документа