Вправе ли налоговый орган на основании норм Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС истребовать у налогоплательщика ведомость банковского контроля?
Ответ: При проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговый орган не вправе на основании Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) истребовать у налогоплательщика ведомость банковского контроля.
Обоснование: В соответствии с п. 8 ст. 88 Кодекса налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Ведомость банковского контроля, которая формируется в соответствии с Приложением 3 к Положению Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" и поэтому относится к документам, которые связаны с проведением валютных операций, содержит разд. II "Сведения о платежах".
Однако изложенное не означает, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе на основании Кодекса истребовать у налогоплательщика ведомость банковского контроля.
В Кодексе ведомость банковского контроля не упоминается.
Вместе с тем в соответствии с п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.
Налоговые органы являются агентами валютного контроля (ч. 3 ст. 22 Закона).
В связи с этим налоговый орган только при проведении проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования вправе истребовать у проверяемого лица ведомость банковского контроля. Другими словами, только в соответствии с валютным законодательством налоговый орган вправе истребовать у проверяемого лица ведомость банковского контроля.
Поэтому необходимо признать, что при проведении рассматриваемой камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе на основании Кодекса истребовать у налогоплательщика ведомость банковского контроля.
Указанный вывод согласуется с положениями Постановления ФАС Московского округа от 17.12.2008 N КА-А40/11623-08, согласно которому ведомость банковского контроля не является документом, необходимым налогоплательщику для ведения бухгалтерского или налогового учета в соответствии с действующим бухгалтерским и налоговым законодательством. Следовательно, организация не обязана получать от банка и хранить у себя этот документ.
С. А.Альферович
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
20.10.2010