Фармацевтическая организация осуществляет продажу лекарственных средств и медицинского оборудования. Организация организовала симпозиум, на котором представила новый вид лекарственного средства и медицинского оборудования. Вправе ли фармацевтическая организация включить затраты на организацию и проведение симпозиума в состав расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Организация вправе учесть в составе расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль затраты, понесенные в связи с организацией и проведением симпозиума, на котором были представлены лекарственные средства и медицинское оборудование, в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Обоснование: В силу ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

Как указано в п. 4 данной статьи, к расходам организации на рекламу относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети, при кино - и видеообслуживании;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Как установлено в ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Соответственно, продвижение лекарственных средств на симпозиумах, а также на научных конференциях признается рекламой, при этом остается нераскрытым вопрос, может ли быть учтен для целей налогообложения прибыли НК РФ данный вид расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль.

По данному вопросу сформулированы соответствующие разъяснения Минфина России. Как указано в Письме от 25.11.2013 N 03-03-06/1/50586, расходы организации, осуществляющей оптовую торговлю фармацевтическими продуктами, на проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов для работников сферы здравоохранения относятся к видам рекламы, не указанным в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Следовательно, организация вправе учесть в составе расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль затраты, понесенные в связи с проведением симпозиума, на котором были представлены лекарственные средства и медицинское оборудование, в размере, не превышающем 1 процента от суммы выручки от реализации.

А. А.Болдырь

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

03.02.2014