Правомерно ли в целях исчисления налога на прибыль отнесение на расходы затрат на закупку материальных ценностей у физического лица, подтвержденных только закупочным актом?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из ст. 313 НК РФ, подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, включая справку бухгалтера.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации должны оформлять все проводимые хозяйственные операции оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
Таким образом, если для оформления хозяйственной операции предусмотрена унифицированная форма первичной учетной документации, тогда документ, подтверждающий расход в целях гл. 25 НК РФ, должен быть составлен по этой форме.
В противном случае налогоплательщик может самостоятельно разработать документ, который обязан содержать реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, содержит форму N ОП-5 "Закупочный акт". Она предназначена для оформления закупок у физических лиц сельскохозяйственной продукции организациями общественного питания. То есть только для организаций общественного питания, производящих закупки сельскохозяйственной продукции у населения, форма N ОП-5 "Закупочный акт" является обязательной.
Для всех прочих организаций, а также организаций общественного питания, производящих закупки иных товаров у иных субъектов, этот документ обязательным не является. Они могут разработать собственную форму подтверждающего документа, содержащего все необходимые реквизиты.
По вопросу применения формы N ОП-5 "Закупочный акт" имеется арбитражная практика, анализ которой позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, судом подтверждается тот факт, что указанная форма обязательна только для общественного питания (Постановления ФАС Поволжского округа от 06.05.2005 N А55-7016/04-44, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2006 N А19-5383/05-5-Ф02-6933/05-С1). Во-вторых, акт закупки подтверждает не только факт получения товаров, но и факт уплаты денежных средств (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2007 по делу N А26-7308/2006-210).
Что касается вопроса о возможности использования формы N ОП-5 "Закупочный акт" субъектами, для которых она не является обязательной, необходимо учитывать следующее.
Если для конкретного налогоплательщика в конкретной хозяйственной операции не установлена унифицированная форма первичного учетного документа, но при этом в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации содержится форма документа, отражающая сущность проводимой им операции, законом не установлен запрет на ее использование.
Таким образом, в том случае, если налогоплательщик, не являющийся организацией общественного питания, осуществляет закупку сельскохозяйственной продукции у населения, он вправе использовать форму N ОП-5 "Закупочный акт".
Вместе с тем, как уже отмечалось, документ, фиксирующий некую хозяйственную операцию, должен отражать ее сущность. Форма N ОП-5 "Закупочный акт" содержит реквизиты, свидетельствующие о закупке сельскохозяйственной продукции у лица, имеющего личное подсобное хозяйство. При закупке товаров, не являющихся сельскохозяйственной продукцией, целесообразно указанную форму адаптировать к реальной хозяйственной операции.
Е. В.Евсик
Консультант отдела
налогообложения прибыли
(дохода) организаций
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
20.10.2010