О порядке начисления амортизации, определении срока полезного использования и учете расходов для целей исчисления налога на прибыль в отношении имущества, переданного по концессионному соглашению, а также об исчислении налога на имущество организаций концессионером

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 октября 2010 г. N 03-03-06/1/654

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в связи с реализацией концессионного соглашения сообщает следующее.

Согласно ст. ст. 21 и 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам.

Учитывая, что в соответствии с Кодексом налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, обязанные уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, вышеназванные разъяснения предоставляются таким лицам только в связи с выполнением ими обязанностей налогоплательщиков.

В том случае, если налогоплательщик участвует в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, что предусмотрено ст. 26 Кодекса, полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

В связи с тем что в письме поставлены вопросы, не связанные с исполнением организацией обязанностей налогоплательщика или уполномоченного представителя налогоплательщика, оснований для рассмотрения запроса не имеется.

Одновременно сообщаем следующее.

1. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Федерального закона N 115-ФЗ или существа концессионного соглашения.

По смыслу положений Федерального закона N 115-ФЗ исполнение концессионного соглашения концессионером включает период создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и период его использования (эксплуатации).

Частями 14 - 15 ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующей государственной регистрацией прав владения и пользования объектом концессионного соглашения и государственной регистрацией права собственности концедента на этот объект.

Частью 16 ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что концессионером осуществляется учет объекта концессионного соглашения на отдельном балансе и производится начисление амортизации этого объекта.

В период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, как это предусмотрено ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, концессионер вносит концеденту концессионную плату, размер, форма, порядок и сроки внесения которой устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. При этом в случаях, установленных ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, концессионная плата концессионным соглашением может не предусматриваться.

По мнению Департамента, в случае если концессионная плата, в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, концессионным соглашением не предусмотрена, это обстоятельство с учетом существенных признаков концессионного соглашения, предусмотренных положениями ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ, не является основанием для квалификации концессионного соглашения в качестве договора безвозмездного пользования в соответствии со ст. 423 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В этой связи полагаем, что в соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном гл. 25 Кодекса, и в случае отсутствия концессионной платы по условиям концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.

2. Кодекс не содержит специальных положений, регулирующих порядок определения срока полезного использования переданных по концессионному соглашению объектов основных средств. В этой связи по данному вопросу следует руководствоваться общими положениями п. 1 ст. 258 Кодекса, учитывая при этом, что смены собственника при передаче имущества в рамках концессионного соглашения не происходит.

Согласно ст. 258 Кодекса сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.

3. Пунктом 1 ст. 257 Кодекса установлено, что первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Рыночная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Понятие "внеоборотные активы" в налоговом учете не используется. Согласно ст. 313 Кодекса налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

В целях налогового учета в соответствии с гл. 25 Кодекса первоначальная стоимость объекта амортизируемого имущества погашается (признается расходом) через механизм амортизации, которая начисляется после ввода соответствующего объекта в эксплуатацию, подачи документов на государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (в установленных случаях) в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

4. На стадии использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения существенные условия концессионного соглашения, соответствующие данному этапу, могут быть идентичны условиям, обычно предусматриваемым в договоре аренды, определяемом гражданским законодательством.

В случае осуществления капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в находящиеся в эксплуатации (на стадии использования) объекты основных средств, являющихся объектами концессионного соглашения, указанные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 258 Кодекса.

При этом особенности существенных положений концессионных соглашений могут определять особенности применения налогового законодательства при оценке соответствующих расходов в целях налогообложения прибыли.

5. Согласно п. 1 ст. 378.1 Кодекса имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

В соответствии с п. 11 ст. 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 504).

Таким образом, концессионер имеет право на применение налоговой льготы в соответствии с п. 11 ст. 381 Кодекса при условии, что имущество, переданное концессионеру, указано в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 504.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

20.10.2010