Неопознанные объекты корпоративного права

(Глушецкий А.)

("ЭЖ-Юрист", 2005, N 19)

Текст документа

НЕОПОЗНАННЫЕ ОБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА

А. ГЛУШЕЦКИЙ

Андрей Глушецкий, руководитель Школы корпоративного права и управления еженедельника "Экономика и жизнь".

Вызывает озабоченность острейшая проблема, порожденная новеллами ст. 18, 19 ФЗ "Об АО", посвященными порядку утверждения уставов и избрания органов управления обществ, образуемых путем выделения и разделения, а именно появлению "общего собрания вновь создаваемого общества" (ст. 18 ФЗ "Об АО"), при этом в ст. 19 ФЗ "Об АО" оно названо "общее собрание акционеров каждого создаваемого общества".

В предыдущей редакции акционерного Закона было предусмотрено три конструкции собраний, связанных с образованием и функционированием АО.

Первая - учредительное собрание, предусмотренное ст. 9 ФЗ "Об АО". Это собрание не акционеров, а лиц, подписавших договор о создании общества. Законодатель установил особый кворум для принятия этим собранием своих решений (присутствие всех учредителей). Дан исчерпывающий перечень вопросов повестки дня: принятие решения об учреждении общества, утверждение устава, избрание органов управления, денежная оценка имущества и имущественных прав, вносимых учредителями в оплату размещаемых акций. Определен порядок принятия решений по вопросам повестки дня: единогласие по всем вопросам (п. 3 ст. 9 ФЗ "Об АО"), кроме избрания органов управления, решение по которому принимается большинством в три четверти голосов, представляемых акциями, подлежащими размещению среди учредителей (п. 4 ст. 9 ФЗ "Об АО").

Вторая - собрание акционеров действующего юридического лица, ему посвящено более двадцати статей ФЗ "Об АО", в которых подробно регламентированы все процедурные вопросы. В частности, общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества (п. 1 ст. 58 ФЗ "Об АО"). По общему правилу решение по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, если для принятия решения Федеральным законом не установлено иное (п. 2 ст. 49 ФЗ "Об АО"). Действует принцип "одна акция", принадлежащая участнику собрания, - один голос или одна акция - равное число голосов, при кумулятивном голосовании (ст. 59 ФЗ "Об АО").

Третья - совместное собрание акционеров обществ, участвующих в слиянии и присоединении (ст. 16, 17 ФЗ "Об АО"). Порядок голосования, определения кворума этих собраний и иные процедурные вопросы определяются в договорах о слиянии и присоединении.

Теперь в Законе появилась четвертая конструкция - собрание вновь создаваемого в процессе разделения общества (п. 3 ст. 18 ФЗ "Об АО") и общее собрание акционеров каждого создаваемого в процессе разделения общества (п. 3 ст. 19 ФЗ "Об АО"). Специалисты по-разному отнеслись к этой новации. Одни считают ее появление обоснованным, поскольку состав акционеров реорганизованного общества, созданного в результате реорганизации, может не совпадать, поэтому утверждать устав и избирать органы управления должны будущие акционеры вновь создаваемых юрлиц.

Другие считают в принципе алогичной конструкцию собрания акционеров не существующего юридического лица.

Кого следует считать "акционером вновь

создаваемого общества"?

Реестра акционеров несуществующего юридического лица нет. Подписанного какими-либо лицами договора о его создании также нет. Есть лишь обязанность общества, которое будет зарегистрировано спустя некоторое время, совершить односторонне уполномочивающие сделки по размещению акций среди тех лиц, которые будут учтены в реестре общества-правопредшественника на дату государственной регистрации общества-правопреемника. "Размещение ценных бумаг юридического лица, созданного в результате слияния, разделения, выделения и преобразования, осуществляется в соответствии с договором о слиянии, решением о разделении, выделении, преобразовании в день госрегистрации этого юридического лица (п. 8.3.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР от 16.03.2005 N 05-4/пз-н) (далее - Стандарты). Акционерами вновь создаваемого общества станут лица, которые будут учтены в системе ведения реестра общества-правопредшественника в день государственной регистрации общества-правопреемника.

Группа лиц, составляющая собрание несуществующего юридического лица, никоим образом юридически не оформлена. Каким юридическим статусом обладает собрание этих лиц в отношении общества, которое будет создано в результате реорганизации? Очевидно, что это собрание нельзя считать органом еще не существующего юридического лица.

Не исключено, что состав акционеров зарегистрированного общества и состав лиц, утвердивших его устав, не совпадут. Существует высокая вероятность, что, утвердив устав вновь создаваемого общества и образовав его органы, они переуступят принадлежащие им акции и вообще не станут акционерами общества, образованного в результате реорганизации. Нет юридического критерия, в соответствии с которым до момента государственной регистрации общества-правопреемника можно определить лиц, которые станут его акционерами.

Какими правами обладают эти лица в отношении юридического лица, решение о создании которого они не принимали, никаким имуществом и правами его не наделяли? Это не акционеры, не учредители, не правопредшественники.

Создать, но не регистрировать

При учреждении общества законодатель исходит из того, что "решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества" (п. 2 ст. 9 ФЗ "Об АО"), то есть все перечисленные вопросы составляют некое единство и отсутствие решения хотя бы по одному из них означает отсутствие решения об учреждении общества.

При создании общества путем его выделения (разделения) из другого общества законодатель почему-то разрывает единое решение о создании общества на составные части.

Решение "о создании нового общества" принимает общее собрание реорганизуемого в форме выделения или разделения общества (п. 3 ст. 19 ФЗ "Об АО").

Однако при этом не утверждает его устав и не образует органы управления. Что в этом случае составляет содержание такого решения, если на его основании невозможно зарегистрировать новое юрлицо?

Решения об утверждении устава и образовании органов управления этого вновь образуемого общества принимает иная юридически не оформленная группа лиц.

В какой мере решение органа управления одного юридического лица (общего собрания акционеров реорганизуемого общества) обязательно для "группы лиц", собирающихся на особое "собрание вновь создаваемого общества"? Уже появились конфликты на этой почве. В общем собрании акционеров реорганизуемого общества принимали участие одни акционеры, которые проголосовали за реорганизацию общества и создание нового юрлица, выделяемого из реорганизуемого общества. После этого они переуступили свои акции новым владельцам, которые в "собрании вновь образуемого общества" голосуют против утверждения его устава и образования органов управления. С одной стороны, решение о создании общества принято, а регистрировать юридическое лицо без устава - невозможно.

Открытым остается вопрос: кто должен совершать действия и нести соответствующие затраты по регистрации вновь создаваемого общества - реорганизуемое общество, принявшее решение о создании своего правопреемника, или "группа лиц", утвердившая его устав? Имеет ли эта "группа лиц" право кого-либо уполномочивать на совершение регистрационных действий? А если реорганизуемое общество не согласно с уставом своего правопреемника, принятым без его участия, будет ли оно регистрировать такое общество?

Стандарты ввели обязанность реорганизуемого общества оповещать регистратора о факте подачи учредительных документов выделенного общества на государственную регистрацию. "Реорганизуемое юридическое лицо обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица, о факте подачи на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого в результате такой реорганизации (о внесении в Единый государственный реестр юрлиц записи о прекращении своей деятельности), в день подачи документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц..." (п. 8.3.7 Стандартов). Откуда общество-правопреемник может узнать об этом, если оно не совершает регистрационных действий? Если оно регистрирует создаваемое общество-правопреемника, то как может нести ответственность за учредительные документы, которые утверждали другие лица?

Представляется нелогичной с точки зрения теории права и крайне конфликтной в законоприменительной практике конструкция, расчленяющая единое решение о создании юридического лица на разные части. При этом решение по этим "расчлененным" частям принимают различные субъекты, юридически не связанные друг с другом.

В отношения правопреемства между реорганизуемым и создаваемым обществами вклинивается еще один срез отношений - между обществом, создаваемым путем реорганизации, и группой лиц, которая не обладает никакими правами в отношении этого юридического лица. Нет никаких обязательных условий, что именно эти лица станут впоследствии акционерами созданного общества.

Процедурный тупик

Даже если признать допустимой конструкцию "собрания акционеров несуществующего юридического лица", то как определить процедуры его проведения: кворум, порядок голосования и принятия решений, установить состав участников и т. п.?

Законодатель, упомянув загадочное собрание несуществующего юридического лица, не описал механизмов его проведения, что также стало источником дополнительных корпоративных конфликтов.

По мнению одних специалистов, в этом случае следует руководствоваться процедурами проведения собрания учредителей, по мнению других, процедурами проведения собрания акционеров действующего АО. Есть точка зрения, согласно которой участники "собрания вновь образуемого в процессе реорганизации общества" не являются его учредителями и еще не стали акционерами, поэтому нормы Закона, посвященные собраниям учредителей и акционеров, в данном случае не применимы. Процедурные вопросы особого "собрания вновь создаваемого общества" следует оговаривать в отдельном документе, по аналогии с договором о слиянии и присоединении, регламентирующим порядок проведения совместных собраний акционеров обществ, участвующих в слиянии и присоединении.

Назад в логичное

На наш взгляд, логичной была конструкция, предусмотренная ранее действующей редакцией соответствующих статей ФЗ "Об АО". Решение о создании нового общества - это составляющая часть решения о реорганизации. Реорганизуемое общество в лице уполномоченного органа - общего собрания, принявшего решение о реорганизации, также принимало полноценное решение о создании своего правопреемника, в том числе утверждало его устав и образовывало органы управления.

Такая практика достаточно эффективно действовала до внесения 07.08.2001 изменений и дополнений в ФЗ "Об АО". Собрание акционеров реорганизуемого общества в рамках решения о создании нового общества утверждало его устав и избирало органы. После регистрации вновь созданного общества у его акционеров есть возможность утвердить новую редакцию устава (внести в нее изменения, дополнения) и изменить состав органов.

Эта конструкция сталкивалась с незначительной технической проблемой, связанной с определением размера уставного капитала общества, создаваемого путем реорганизации другого общества. Поскольку акции, подлежащие выкупу реорганизуемым обществом по требованию его акционеров, не подлежат конвертации, то до окончания 45-дневного срока предъявления требований о выкупе нельзя однозначно определить размеры уставных капиталов вновь создаваемых обществ. Однако эта проблема может быть легко решена путем дополнения в ст. 12 ФЗ "Об АО", определяющую порядок внесения изменений и дополнений в устав общества. В п. 2 - 5 этой статьи предусмотрены случаи, когда изменение и дополнение в устав общества вносятся в особом порядке, в том числе без решения общего собрания акционеров. Их перечень следует пополнить еще одним: изменения и дополнения в устав общества, создаваемого путем выделения или разделения, в части определения размера его уставного капитала, вносятся по решению совета директоров реорганизуемого общества после завершения выкупа обществом акций по требованию его акционеров.

Очевидно, что законоприменительная практика столкнулась с законодательной небрежностью, ставшей источником новых корпоративных конфликтов. По нашему мнению, следует исключить из закона экзотическую новацию "собрания вновь создаваемого общества". Однозначно указать, что утверждение устава и избрание органов управления обществ, создаваемых путем выделения и разделения, является составной частью единого решения о реорганизации. Пополнить ст. 12 ФЗ "Об АО" еще одним случаем особого порядка внесения изменений и дополнений в устав обществ, создаваемых путем разделения или выделения, в части отражения размера их уставных капиталов по завершении процедуры выкупа акций.

Название документа