Организацией для ежегодного установления лимита остатка наличных денег в кассе не был представлен в учреждение банка, осуществляющее ее расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020. Каков в таком случае лимит остатка для организации? Какая ответственность для организации установлена за превышение лимита в рассматриваемом случае? Может ли нарушение лимита в данной ситуации быть признано малозначительным правонарушением?

Ответ: Если организация не представит в банк расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" для ежегодного установления лимита остатка наличных денег в кассе, то лимит остатка наличных денег в кассе организации следует признать нулевым и вся наличная выручка должна быть сдана в банк. Любая сумма денежной наличности, не сданная организацией в учреждения банков, является сверхлимитной. В случае установления подобного факта контролирующим органом организация может быть привлечена к ответственности в виде административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Арбитражный суд, учитывая обстоятельства конкретного совершенного лицом деяния, может как признать подобное правонарушение малозначительным, так и не признать.

Обоснование: В соответствии с п. 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Письмом Банка России от 04.10.1993 N 18 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Из п. п. 5 - 7 Порядка следует, что предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Согласно п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47) в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 (Приложение 1).

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Таким образом, в рассматриваемом случае лимит остатка наличных денег в кассе организации является нулевым и вся наличная выручка должна быть сдана в банк.

В данной ситуации любая сумма денежной наличности, не сданная предприятием в учреждения банков, является сверхлимитной. В случае установления подобного факта контролирующим органом организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая гласит: накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.2009 по делу N А57-23412/2008).

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум ВАС РФ в п. п. 18, 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отметил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Как показывает арбитражная практика, суды с учетом конкретных обстоятельств дела могут оценивать значительность рассматриваемого правонарушения по-разному.

К примеру, Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 08.05.2009 по делу N А43-3808/2009 решил, что превышение остатка наличных денег в кассе организации сверх установленного лимита может быть признано малозначительным правонарушением в понимании ст. 2.9 КоАП РФ. Аналогичное решение принято ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25.11.2008 по делу N А28-9474/2008-269/34.

Напротив, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 02.06.2010 по делу N А49-2134/2010, рассматривая дело об аналогичном правонарушении, отметил, что им не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

15.10.2010