Летом 2010 г. в организации работал гражданин Украины. Ни трудовой, ни гражданско-правовой договоры с ним не заключались, поэтому организация не уведомила территориальный орган ФМС России о том, что этот гражданин в ней работал. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ?

Ответ: Часть 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за неуведомление территориального органа ФМС России, территориальной службы занятости населения или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Граждане Украины прибывают в РФ в порядке, не требующем получения визы (ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997)).

При этом в законодательстве установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с безвизовыми иностранными гражданами, имеющими разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

На основании п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (утв. Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147) (далее - Порядок) работодатель, заключивший трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения договора, уведомить об этом территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

До 01.09.2010 аналогичный срок был установлен п. 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 183 (Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 634 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 183").

В ситуации, описанной в вопросе, организация не заключила с работником ни трудового, ни гражданско-правового договора и на этом основании посчитала, что названные выше требования Федерального закона N 115-ФЗ и Порядка на нее не распространяются.

Однако эта позиция представляется неверной по следующим основаниям. Согласно ст. 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе. Следовательно, хотя работодатель и не исполнил установленную ТК РФ обязанность по заключению трудового договора, тем не менее трудовые отношения возникли, что подтверждается и п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". А значит, возникли и обязательства, предусмотренные п. 9 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ. При этом согласно п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Аналогичная точка зрения высказана в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2009 N А53-11002/2009. В настоящее время это подтверждено также Постановлениями Верховного Суда РФ от 12.08.2010 N 25-АД10-12, N 25-АД10-13, от 14.07.2010 N 25-АД10-6, от 12.07.2010 N 25-АД10-5.

Таким образом, привлечение организации к ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ правомерно.

Т. Г.Заграничная

Издательство "Главная книга"

14.10.2010