Государственный заказчик при размещении заказа путем открытого конкурса на право заключения государственного контракта включил в конкурсную документацию требование о представлении участниками размещения заказа сведений о кадровых ресурсах участника. Правомерно ли подобное требование заказчика?

Ответ: Заказчик не вправе требовать от участника размещения заказа представления сведений, касающихся наличия у него кадровых ресурсов. Исключение может составлять установление Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участнику размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

Обоснование: В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Из ч. 2.1 указанной статьи следует, что не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

В ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ содержатся требования к сведениям, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе.

Частью 4 ст. 25 установлено, что требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 указанной статьи документов и сведений, не допускается.

Как отмечают суды, в ч. 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ прямо указано, что заказчик, уполномоченный орган не вправе требовать от участника размещения заказа представления сведений, касающихся наличия у него трудовых ресурсов. Представление таких данных другими участниками размещения заказа не свидетельствует о соответствии действий госзаказчика требованиям действующего законодательства (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2009 по делу N А56-19064/2008, Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 N 09АП-10818/2008-АК по делу N А40-20514/08-149-221, оставленное без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2008 N КА-А40/12436-08).

Аналогичная позиция содержится в Письме Минэкономразвития России от 27.04.2010 N Д22-506: исходя из ч. 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ включение в конкурсную документацию (в том числе в проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации) требований к трудовым ресурсам участника размещения заказа (в том числе и в форме требований к качеству работ) является неправомерным.

При этом Минэкономразвития России отмечает, что исключение составляет ч. 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, которая предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участнику размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

13.10.2010