Государственным заказчиком был объявлен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на поставку товаров, необходимых для осуществления возможности передачи информации на центральный пульт, и эксплуатационно-техническое обслуживание систем безопасности на объектах заказчика. Указанным товарам присвоены коды, относящиеся к коду 3300000 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93. Организация-участник считает, что государственный заказчик, приняв решение о размещении заказа на поставку указанных товаров путем проведения открытого конкурса, допустил нарушение требований законодательства о размещении заказов, так как должен разместить заказ путем проведения аукциона. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения организации-участника в арбитражный суд с заявлением о признании торгов недействительными. Является ли позиция организации правомерной?

Ответ: Исходя из мнения Минэкономразвития России, а также учитывая сложившуюся судебную практику, позиция организации в данном случае является правомерной. Заказчик должен был принять решение о размещении заказа на поставку товаров, необходимых для осуществления возможности передачи информации на центральный пульт, и эксплуатационно-техническое обслуживание систем безопасности путем проведения аукциона, а не открытого конкурса.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Частью 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ установлено, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ.

Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень).

В Перечне использованы коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17) (далее - ОКДП ОК 004-93).

По ОКДП ОК 004-93 "Извещатели охранные и охранно-пожарные" (код 3319240), "Устройства приемно-контрольные и охранно-пожарные" (код 3319250), "Устройства сигнально-пусковые охранные и охранно-пожарные (код 3319260), "Приборы управления приемно-контрольные и оповещатели охранные и охранно-пожарные" (код 3319270), "Системы передачи извещений о проникновении и пожаре и их составные части" (код 3319280), "Приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации, прочие принадлежности и запасные части к приборам и аппаратуре для систем охранной сигнализации" (код 3319290) входят в код 3300000, который включен в состав Перечня, при размещении заказов на указанные устройства, приборы, аппаратуру запрещено проводить конкурс.

Следовательно, руководствуясь ч. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, заказчик должен был принять решение о размещении заказа на поставку товаров для передачи информации на центральный пульт и эксплуатационно-техническое обслуживание систем безопасности путем проведения аукциона, а не открытого конкурса.

Аналогичная позиция содержится в Письме Минэкономразвития России от 16.06.2009 N Д05-2992. Также ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.04.2009 N Ф04-2459/2009(5324-А27-43) при рассмотрении схожей ситуации пришел к ранее изложенному выводу.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.10.2010