По договору доверительного управления организации (управляющему) собственником (учредителем управления) передано в управление недвижимое имущество (здание и земельный участок). Согласно условиям договора доверительного управления управляющий обязуется осуществлять управление недвижимым имуществом, в том числе эксплуатацию, маркетинг, сдачу в аренду, а также другие необходимые действия в интересах учредителя управления

Арендная плата по заключенным управляющим договорам поступает на расчетный счет управляющего. Все доходы от доверительного управления имуществом управляющий перечисляет учредителю управления за вычетом своего вознаграждения и сумм расходов, связанных с осуществлением доверительного управления и возмещаемых учредителем управления.

Должен ли управляющий представлять бухгалтерскую отчетность по всем доходам, полученным по договору доверительного управления имуществом, или только в части полученного управляющим вознаграждения?

Ответ: Имущество, переданное в доверительное управление, должно быть обособлено от имущества как доверительного управляющего, так и учредителя доверительного управления. Для этого переданное в доверительное управление имущество и операции по договору доверительного управления управляющий должен отражать на отдельном балансе и вести по ним самостоятельный учет (п. 1 ст. 1018 Гражданского кодекса РФ, п. 2 Указаний по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденных Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, далее - Указания).

О своей деятельности управляющий обязан отчитываться перед учредителем управления (п. 4 ст. 1020 ГК РФ). В отчет, передаваемый учредителю управления, управляющий должен включать в том числе и данные бухучета, ведущегося на отдельном балансе, об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях бухгалтерского учета. При составлении учредителем управления бухгалтерской отчетности в нее полностью включаются данные, представленные доверительным управляющим (п. п. 7, 15 Указаний).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

Хотя управляющий и ведет учет доходов и расходов, связанных с доверенным ему имуществом, он не должен представлять бухгалтерскую отчетность по переданному ему в доверительное управление имуществу. Это должен делать только учредитель управления, что подтверждается также п. 11 Указаний, согласно которому при организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего.

Единственное исключение, когда у управляющего появляется обязанность представлять бухгалтерскую отчетность, предусмотрено для случая передачи в доверительное управление предприятия как имущественного комплекса (п. 1 ст. 1013 ГК РФ, п. 18 Указаний).

Таким образом, управляющий в собственной бухгалтерской отчетности должен отражать только причитающееся ему вознаграждение и понесенные им расходы, которые не подлежат возмещению учредителем управления по условиям договора (п. 17 Указаний).

А. С.Колосовская

Издательство "Главная книга"

13.10.2010