Муниципальным учреждением - заказчиком на сайте муниципального образования в сети Интернет, не являющемся официальным для информации о размещении заказов, и в официальном печатном издании для опубликования информации о размещении заказов опубликовано извещение о проведении открытого аукциона. При этом официальный сайт для информации о размещении заказов у муниципального образования отсутствует, на иных сайтах указанная информация не публиковалась. Может ли этот факт повлечь за собой отмену результатов аукциона? Может ли быть привлечен к административной ответственности председатель аукционной комиссии?

Ответ: Заказчиком допущено нарушение предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) положений о размещении заказа, которое может повлечь признание судом, арбитражным судом недействительным размещение заказа по иску заинтересованного лица или уполномоченных органов. Председатель аукционной комиссии, являющийся одновременно и ее членом, за рассматриваемое правонарушение, если оно допущено в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей, может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ местной администрацией определяется официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов, а также официальный сайт муниципального образования в сети Интернет для опубликования информации о размещении заказов.

В случае если у муниципального образования нет официального сайта, муниципальный заказчик публикует информацию о размещении заказов на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование (ч. 2 ст. 16 Закона N 94-ФЗ).

Согласно ч. 1, 2 ст. 33 Закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В случае, предусмотренном ч. 3 ст. 40 Закона N 94-ФЗ, извещение о проведении открытого аукциона размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за семь рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается и размещается в порядке, предусмотренном ч. 2, 3 ст. 21 Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных названным Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Из положений, установленных ст. 449 Гражданского кодекса РФ, следует, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Обращающееся с требованием о признании торгов недействительными лицо должно доказать наличие защищаемого права с использованием мер, предусмотренных законом. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными в случае, если не обоснована возможность восстановления нарушенного права (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 N А69-2095/08-5-03АП-3032/2008 по делу N А69-2095/08-5).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации извещение о размещении заказа надлежало опубликовать на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование. Указанная обязанность заказчиком не была выполнена. Как следствие, заказчиком допущено нарушение предусмотренных Законом N 94-ФЗ положений о размещении заказа, которое может повлечь признание судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или уполномоченных органов (см. также Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2010 по делу N А03-10498/2009).

Согласно ст. 62 Закона N 94-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ч. 3 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что неопубликование должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией, должностным лицом органа, уполномоченного на ведение официального сайта в сети Интернет, редакцией официального печатного издания, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта в сети Интернет и обеспечению функционирования такого сайта организацией или неразмещение на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения аукциона до опубликования в официальном печатном издании или до размещения на официальном сайте, определяемом в порядке, установленном ст. 16 Закона N 94-ФЗ, извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона создается аукционная комиссия, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к указанной статье в том числе следует, что лица, осуществляющие функции члена аукционной комиссии, созданной муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Таким образом, по нашему мнению, председатель аукционной комиссии, являющийся одновременно и ее членом, может быть привлечен за рассматриваемое правонарушение к ответственности в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей, если он наделен полномочиями по опубликованию (размещению) информации об аукционе, а правонарушение допущено в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

Также обращаем внимание на то, что Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с 1 января 2011 г. будут внесены изменения в ч. 3 ст. 7.30, а также в примечание к ст. 2.4 КоАП РФ. Однако на характер выводов по рассматриваемой ситуации указанные изменения не повлияют.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

12.10.2010