Деструктивные религиозные организации и их криминальная опасность

(Шхагапсоев З. Л., Голяндин Н. П.) ("Российский следователь", 2005, N 6) Текст документа

ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ КРИМИНАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

З. Л. ШХАГАПСОЕВ, Н. П. ГОЛЯНДИН

Голяндин Н. П., заместитель начальника Нальчикского филиала Краснодарской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Социологические опросы, проводимые в нашей стране, свидетельствуют о росте уровня религиозности россиян (по разным источникам, от 40 до 73% респондентов считают себя верующими), особенно среди молодежи (от 59 до 74%). Результаты проведенного нами в 2000 - 2004 гг. опроса курсантов Нальчикского филиала Краснодарской академии МВД России (возраст от 16 до 25 лет) также свидетельствуют о возрастающем уровне их религиозности (2000 г. - 48%, 2001 г. - 52%, 2002 г. - 58%, 2003 г. - 74%, 2004 г. - 86%). Данные обстоятельства нельзя не учитывать при разработке мер криминологической профилактики, поскольку положительное либо отрицательное влияние религиозных воззрений на правосознание верующих является весьма заметным. Сейчас правоохранительные органы сталкиваются с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны деструктивных религиозных организаций. В настоящее время в России действует множество разных старых и новых сект, в том числе тоталитарных и жестко руководимых из-за рубежа. Только крупных сект в нашей стране насчитывается более полусотни. Количество же мелких сект точно неизвестно, но весьма велико. К примеру, в Москве отмечено около 80 сект только корейского происхождения. По данным специалистов, в нашей стране сейчас насчитывается от 3 млн. адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 млн. человек (оценить в этой цифре долю, соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций, проблематично, хотя ориентировочно она составит около 500 - 900 тысяч человек) <*>. -------------------------------- <*> Хвыля-Олинтер А. И. Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений в среде нетрадиционных религиозных движений - тоталитарных сект. Электронная версия.

Опасность тоталитарных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных. Криминальные наклонности деструктивных религиозных организаций следуют из их фанатичности и деформированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству. Кроме ритуальных члены подобных организаций часто совершают и общеуголовные преступления. Существуют крайне агрессивные и очень криминальные секты, выделяющиеся даже на общем отрицательном фоне тоталитарных сект. В нынешней духовно дезориентированной массе населения России новую секту создать очень просто. Но искоренить тоталитарную и ставшую криминальной секту после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно. Она в случае преследований со стороны государства уходит в подполье и непредсказуемо обнаруживает себя в разных социальных слоях. Несмотря на внешнее разнообразие сект, их внутренние правила схожи. Проведенные нами исследования позволяют выделить некоторые криминологические признаки, характеризующие структуру, методы привлечения новых членов и способы достижения поставленных целей. При этом необходимо отметить, что анализ иерархических структур сект и преступных группировок весьма схожи. Члены секты подчиняются жесткой дисциплине, носящей часто характер тоталитарного порабощения с подавлением личности. У многих российских сект руководящие центры и основные источники финансирования находятся за рубежом. Авторитет учителя в сектах чрезвычайно высок. Под ним находятся близкое окружение (доверенные лица), среднее звено - активисты и рядовые сектанты. Во имя интересов секты их членам обычно разрешаются любые поступки: обман, предательство, совершение уголовно наказуемых деяний и т. п. Для новичков секта маскируется и воспринимается ими как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в самостановлении, развитии, преодолении жизненных трудностей. Секта стремится войти в сферу интересов новичка и завлечь его. Такой человек зачастую не знает, что уже начал взаимодействовать с сектой. Он может быть уверен, что посещает кружок любителей рок-музыки или театра, желающих изучать Библию, или стремящихся укрепить свое здоровье и волю, или уметь драться. Наиболее часто встречающиеся способы вовлечения в секты можно свести в несколько групп: - "случайное" знакомство и разговор по интересам (индивидуальные беседы в общественном транспорте или визиты на квартиру); - оказание "бесплатных" услуг или помощи (приглашение на бесплатные курсы обучения или выгодную работу); - мошеннические способы (представительство несуществующих международных организаций, студенческих движений, центров здоровья или семьи); - психологическое давление (настойчивые телефонные звонки по вопросам бытия и духа, приглашение на участие в массовых мероприятиях). В тоталитарных сектах применяется комплекс специальных психологических приемов, в том числе нейролингвистического программирования (НЛП), направляемых на совершение манипуляцией с сознанием человека по подавлению его воли, с целью последующего контроля и подчинения его мыслей, чувств и поведения. Методики манипуляции сознанием приводят к разрушению личности в физическом плане (неполноценное питание, недостаточный сон, напряженная работа), в психическом (искажение личности, поведения и способности критического суждения), в умственном (обеднение всех областей знания, не имеющих отношения к секте) и социальном плане (подавление способности к общению, враждебность по отношению к обществу) <*>. -------------------------------- <*> Пракофиев С. Современные секты в РФ. СПб., 1994.

Возможность превращения адептов некоторых деструктивных религиозных организаций в зомбированных "биороботов", запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов своего руководства, фанатично преданных ему и готовых отдать свою жизнь во имя достижения целей культа, обусловливается достаточно большим количеством факторов, среди которых можно выделить наиболее существенные: - разрушительное влияние на сознание, приводящее к психическим расстройствам среди большинства адептов некоторых деструктивных религиозных организаций, что обусловливает высокую вероятность агрессивных акций с их стороны в состоянии психической невменяемости и их превращение в запрограммированных террористов-камикадзе; - нарушение идентичности, связанное с тем, что после психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются порваны все внекультовые привязанности адепта; - использование в некоторых деструктивных религиозных организациях специальных наркотических веществ; - практикующееся в некоторых деструктивных религиозных организациях снятие априори греха с адепта за любое преступление, в том числе и убийство, совершенное во имя целей своей организации <*>. -------------------------------- <*> Хвыля-Олинтер А. И. Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений в среде нетрадиционных религиозных движений - тоталитарных сект. Электронная версия.

Эти явления в специальной литературе определены как "контроль за сознанием", "незаконное влияние", "реформирование мышления", "программирование" и представляют собой сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с использованием насильственного или якобы ненасильственного обращения в веру (внедрение убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют <*>. -------------------------------- <*> Новые религиозные организации деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997.

Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения в некоторых деструктивных религиозных организациях техники контроля сознания собственная личность вновь привлеченного члена доводится до состояния психической беспомощности, обессиливается и дискредитируется. Вместо нее целенаправленно выстраивается личность, которая предназначена для исполнения идей и воли лидера культа и которая обладает не собственной, а иллюзорной, культовой "самостоятельностью". При интенсивном процессе результат достигается иногда за несколько дней, в большинстве случаев хватает нескольких недель или месяцев. Наиболее типичным агрессивным сектантством может служить поведение приверженцев ваххабизма. Обобщенный опыт противодействия правоохранительных органов мира террористическим организациям свидетельствует, что особенности проявления террористических наклонностей со стороны адептов тоталитарных сект могут проявляться в: - использовании руководителями тоталитарных сект контроля сознания своих адептов и, как следствие, - крайней степени фанатичности террористов, преданности своим лидерам и готовности пожертвовать собственными жизнями для достижения целей секты; - использовании в организации и осуществлении террористических актов террористов-смертников (аналогов японских камикадзе, ближневосточных и чеченских смертников-террористов) из числа адептов; - возможном использовании в осуществлении террористических актов адептов-детей, которые в условиях секты могут выполнять любые приказания их руководителей; - непредсказуемости действий адептов тоталитарных сект. Причем особое значение приобретает мотивация участия группы или адепта-одиночки, действующих по приказу руководства тоталитарных сект, в организации и осуществлении террористического акта. Такие мотивы могут быть определены: - осуществлением по каким-то псевдорелигиозным мотивам "конца света" или "возмездия врагам веры" и т. п. акций; - установлением религиозной власти, в том числе в сотрудничестве с другими деструктивными религиозными организациями или политическими группировками; - акциями "возмездия" либо на преследование тоталитарной секты властями, либо после запрещения ее деятельности в судебном порядке или на законодательном уровне; - политическим или иным шантажом правительства страны в целях принуждения властей освободить задержанного или осужденного лидера культа. Примером может служить шантаж угрозой террористических актов со стороны адептов "АУМ Синрике" с требованием освобождения Асахары, причем этот шантаж предполагался осуществляться не только в Японии, но и в других странах, принуждая правительства этих стран оказать давление на Правительство Японии <*>. -------------------------------- <*> Хвыля-Олинтер А. И. Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений в среде нетрадиционных религиозных движений - тоталитарных сект. Электронная версия.

Завершая рассмотрение этой достаточно серьезной темы, необходимо отметить, что одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных тоталитарных сект. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время в нашей стране в этой области явно проявляется не только "информационный голод", но и даже, наоборот, некоторая положительная пропаганда деятельности деструктивных религиозных организаций.

Название документа