Проблемы законодательного регулирования коммерчески значимой информации

(Северин В. А.) ("Юрист", 2005, N 6) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В. А. СЕВЕРИН

Северин В. А., кандидат юридических наук, доцент юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Правовое регулирование отношений, связанных с существованием коммерческой тайны, стало формироваться в Российской Федерации с переходом страны к рыночной экономике. Создание первых совместных предприятий с участием иностранного капитала <*> выявило проблемы в сфере правового регулирования и защиты права на коммерческую тайну в СССР. Вопросы обмена деловой конфиденциальной информацией и охраны торговых секретов частично были решены в Соглашениях между СССР и США, подписанных в 1990 г., о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии в торговых отношениях. -------------------------------- <*> См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления".

Впервые право на коммерческую тайну и ее защиту было закреплено в ныне утративших силу Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-I "О предприятиях в СССР" (ст. 33), Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 28), Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (ст. 2). Позднее был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установивший, что разглашение коммерческой тайны является одной из форм недобросовестной конкуренции. Кроме названных основополагающих Законов рыночной экономики и с учетом конституционных основ права на информацию были приняты и другие нормативные правовые акты, которые составили правовую базу развития законодательства Российской Федерации в этой сфере. Важным этапом развития российского законодательства о коммерческой тайне стало принятие части первой ГК РФ, где впервые информация была определена как самостоятельный объект гражданских прав (ст. 128), а также указаны общие условия отнесения ее к коммерческой тайне (ст. 139). Большое влияние на формирование правового механизма регулирования коммерческой тайны оказал Федеральный закон от 25 января 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который по праву считается базовым в области информационных правоотношений. В названном Законе впервые был установлен порядок документирования информации, закреплено право собственности на документированную информацию, определен порядок правовой охраны и защиты информации. Кроме названного Закона действует ряд других нормативных правовых актов, отдельные нормы которых посвящены регулированию информационных отношений, но они в основном имеют декларативный, отсылочный характер, к тому же многие из них противоречивы. Долгое время в стране не было единого закона прямого действия, регулирующего порядок отнесения информации к коммерческой тайне, права и обязанности субъектов правоотношений, связанных с коммерческой тайной, правила гражданского оборота такой информации и ее правовой защиты. Нельзя сказать, что такая работа не велась. Попытки разработать такой акт предпринимались еще в советское время. Весьма серьезным, заслуживающим внимания является, в частности, проект "Закона СССР о коммерческой тайне", подготовленный В. А. Рубановым <*>. -------------------------------- <*> См.: Рубанов В. А. Охрана коммерческих тайн в рыночных условиях // Вестник агентства "Post Factum". 1990. N 11.

За более чем 15-летний период учеными и специалистами, исследовавшими эту предметную область, было высказано немало ценных предложений, которые нашли отражение в различных проектах Федерального закона "О коммерческой тайне". Доработка проекта, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ в апреле 1997 г., велась более семи лет. Это свидетельствует о трудностях становления отечественного правового института коммерческой тайны, регулирующего частноправовые интересы собственников и разрешение существующих проблем в теории и на практике, в том числе в сфере международных отношений, где необходим учет требований Всемирной торговой организации. Важнейшими проблемами являются формирование правового механизма регулирования и осуществления прав коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, включая иностранных лиц, на информацию, содержащую коммерческую тайну, а также порядок правового обеспечения информационной безопасности названных субъектов. Указанные проблемы мы попытаемся объединить в группы и проанализировать, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне". Первая группа проблем имеет общетеоретический характер. Их решение позволит сформировать единый подход к формированию правового механизма регулирования и защиты коммерческой тайны. 1. О понятии коммерческой тайны. Определению этого понятия посвящены п. 1 и 2 ст. 3 Закона. Вместе с тем в названных пунктах Закона упущен, как представляется, частноправовой подход к определению коммерческой тайны. В соответствии со ст. 128 ГК РФ информация является объектом гражданских прав, кроме той ее части, которая исключена из гражданского оборота (например, государственная тайна). В ст. 139 ГК РФ указаны условия, при выполнении которых в отношении информации может быть установлен правовой режим служебной и коммерческой тайны <*>. Институт коммерческой тайны призван защищать частноправовые интересы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 2 ГК РФ) с целью получения прибыли. Такими лицами являются коммерческие организации (п. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 ГК РФ), а не любые лица, как это следует из определения понятия "обладатель информации, составляющей коммерческую тайну" (п. 4 ст. 3 Закона). Далее, в п. 2 ст. 3 перечислены виды информации, которые при определенных условиях составляют коммерческую тайну с указанием "...или иная информация...". Получается, что в принципе это может быть любая информация, которая обращается в рамках хозяйствующего субъекта, включая и компьютерную информацию, охраняемая в режиме "коммерческая тайна". Думаю, если принять наши доводы, то можно говорить о том, что коммерческую тайну составляет любая коммерчески значимая информация, определяемая и защищаемая коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем на законном основании, используемая указанными лицами в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. -------------------------------- <*> Информация, имеющая правовой режим коммерческой тайны, признается одним из видов информации, доступ к которой ограничен на основании законов и иных правовых актов (напомним, что не является открытой также служебная, профессиональная и т. д. информация).

Введение термина "коммерчески значимая информация" можно объяснить следующим образом. В п. 2 ст. 3 Закона понятия "коммерческая тайна" и "секреты производства" ("ноу-хау") рассматриваются как синонимичные, что вызывает некоторые возражения, поскольку ноу-хау в отличие от коммерческой тайны может охраняться как продукт интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ). Поэтому предлагается ввести понятие коммерчески значимой информации (КЗИ), объединяющее совокупность сведений, составляющих коммерческую тайну и ту часть ноу-хау (т. е. секретов производства), которая не получила правовой охраны на основании ст. 138 ГК РФ. Отметим, что коммерчески значимая информация, понимаемая таким образом, играет в рыночной экономике важную роль. Ее доля в гражданском обороте значительно больше доли традиционных результатов интеллектуальной деятельности. 2. Об имущественных правах на информацию, составляющую коммерческую тайну. Закон не содержит положений, закрепляющих это право за обладателем информации, составляющей коммерческую тайну. Между тем эти вопросы возникают в случае реорганизации коммерческих организаций, о чем справедливо говорится в п. 2 ст. 12 Закона, и принятия решения о передаче правопреемнику прав на информацию, составляющую коммерческую тайну. Аналогичная ситуация может возникнуть и при ликвидации организации, когда неизвестно, кому передать такого рода информацию. Вместе с тем этот вопрос об имущественных правах на информацию решен в ныне действующем и упомянутом нами Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации". Считаю, что положения названного Закона о документированной информации, представляющей собой информационные ресурсы, которые являются собственностью организации и включаются в состав их имущества (ст. 2, 5, п. 2, 5 и 6 ст. 6), поскольку они не отменены в установленном законом порядке, полностью соответствуют целям анализируемого нами Закона и должны были быть включены в его текст. Предлагается отражать "имущественные права" на балансе юридического лица в составе его имущества. В Законе следует сформулировать положение о том, что денежная оценка имущественных прав на информацию, содержащую коммерческую тайну, производится ее обладателем на основании методики, утвержденной Правительством РФ. Считаю, что должен быть единый подход к оценке, чтобы избежать злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов. Постановка на баланс и включение такого рода информации в состав имущественного комплекса организации требует внесения дополнений в Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и в ст. 132 ГК РФ, а также в анализируемый нами Закон. Решение этого вопроса позволит фактически учитывать коммерческую ценность информации (сущность которой не раскрыта в анализируемом Законе), функционирующей на рынке сбыта товаров, выполнения работ и оказания услуг. В этом качестве информация сама становится товаром, т. е. предметом купли-продажи. 3. Представляется необходимым внести в Закон некоторые дополнения. Во-первых, ст. 1 дополнить следующими положениями: "Закон устанавливает условия и порядок реализации права на коммерческую тайну коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, включая иностранных лиц"; "Действие Закона распространяется на граждан; на юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы; на органы государственной власти и органы местного самоуправления"; "Право на коммерческую тайну может быть ограничено Федеральным законом в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, обеспечения обороны и безопасности государства". Во-вторых, ст. 2 дополнить следующим положением: "В отношении сведений, составляющих коммерческую тайну и отнесенных в установленном порядке к иным видам информации с ограниченным доступом, применяются соответствующие положения федерального законодательства, регулирующего особенности их правового режима". В-третьих, предлагается изменить название ст. 3: "Термины и их определения, используемые в настоящем Федеральном законе". В-четвертых, ст. 3 дополнить определением ключевого понятия "конфиденциальность", используемого в Законе и важного для понимания его целей. Необходимо также уточнить понятие "обладатель информации, составляющей коммерческую тайну". Оно, полагаем, может обозначать только коммерческую организацию или индивидуального предпринимателя. Работник, использующий созданную им информацию, может быть обладателем только профессиональной тайны, если это предусмотрено трудовым договором. Предлагается, помимо прочего, разъяснить понятия "коммерчески значимая информация", "допуск лиц к коммерческой тайне" и ряд других, при условии внесения изменений в Закон. Вторая группа проблем касается реализации положений Закона обладателями коммерчески значимой информации. Анализ показывает, что длительное отсутствие специального закона в сфере регулирования коммерческой тайны породило активное нормотворчество организаций. Установилась практика регулирования этих отношений на корпоративном уровне. Сложились определенные типовые корпоративные нормы, регулирующие процесс разработки перечней сведений, составляющих коммерческую тайну, и наполнения содержанием различного рода инструкций по сохранению коммерческой тайны. Вместе с тем устоявшиеся на корпоративном уровне отношения в этой области, которые не противоречат Конституции РФ и другим федеральным законам, не были закреплены в настоящем Законе. Первоочередного рассмотрения требуют следующие вопросы. 1. О закреплении права коммерческих организаций на информацию, содержащую коммерческую тайну в учредительных документах (ст. 52 ГК РФ). Поскольку учредительные документы в соответствии с законодательством определяют правовое положение обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, в Законе необходимо было закрепить их право на такого рода информацию. В последующем потребовалось внести изменения в законы, регулирующие деятельность хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Это позволило администрации организации на основании Закона: создавать и финансировать деятельность подразделений, которым поручена защита коммерческой тайны; устанавливать порядок отнесения сведений к коммерческой тайне с привлечением к этой работе экспертов; осуществлять мероприятия в целях контроля за допуском и доступом работников к такого рода сведениям; вводить различные виды правового режима для предупреждения разглашения (утечки) сведений, составляющих коммерческую тайну, а также выполнять другие работы с отнесением затрат на основную производственную деятельность. 2. О закреплении принципов разработки перечня информации, составляющей коммерческую тайну. В пп. 1 п. 1 ст. 10 речь идет об определении перечня таких сведений. Целесообразно законодательно закрепить, что создаваться он будет путем: выделения тех направлений деятельности, которые приносят прибыль; учета рыночной конъюнктуры, уровня сбыта аналогичных товаров и прибыльности других организаций; определения рентабельности организации на перспективу, принимая во внимание производство конкретных товаров; установления адекватных мер защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Кроме того, сведения, включаемые в перечень информации, составляющей коммерческую тайну, должны удовлетворять следующим требованиям: открытое использование подобных сведений в СМИ связано с причинением ущерба организации; сведения не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях; организация имеет возможность осуществлять адекватные меры для их защиты, руководствуясь принципами законности и экономической выгоды; указанные сведения нуждаются в защите, поскольку не представляют собой государственную тайну и иную конфиденциальную информацию, не защищены авторским и патентным правом, к ним нет ограничений на отнесение их к коммерческой тайне. Представляется важным внести дополнение в Закон о том, что методика определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну, утверждается Правительством Российской Федерации. Это позволит сформировать у хозяйствующих субъектов единый систематизированный подход к составлению такого перечня, необходимый для учета такой информации в составе имущества организации. Статью 5 Закона надо дополнить следующей частью: "...о допущенных нарушениях договорных обязательств и суммах убытков и неустоек, уплаченных добровольно или взысканных по решениям судов за такие нарушения". Придание открытого характера таким сведениям необходимо для проверки коммерческой надежности договорных контрагентов и укрепления договорной дисциплины. 3. О возникновении и прекращении прав на коммерческую тайну и соответствующих обязанностей у ее обладателя. В ст. 7 Закона говорится только о моменте появления указанных прав, и он почему-то увязывается с установлением для сведений режима коммерческой тайны, содержание которого раскрывается в ст. 10 того же Закона. Считаю, что, во-первых, речь должна идти не только о правах, но и об обязанностях обладателя коммерческой тайны, поскольку они существуют неразрывно, а во-вторых, эти права и обязанности возникают после государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и установления соответствующего правового режима, указанного в ст. 10, а прекращаются на основании условий, указанных в законе (ст. 61 ГК РФ). Право обладателя коммерческой тайны может быть прекращено также по решению суда в случаях установления режимных мер с нарушением требований законодательства, включения в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, либо непредставления сведений по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления. 4. О правомерности правил допуска, разрабатываемых организациями. В числе мер охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну (ст. 10 Закона), не названы меры, ограничивающие допуск граждан к коммерческим секретам. Допуск к информации, составляющей коммерческую тайну - это процедура оформления прав граждан на доступ к такой информации. Важными являются вопросы получения добровольного согласия лица на проведение в отношении его проверочных мероприятий и четкого закрепления в Законе оснований для отказа гражданину в допуске к коммерческой тайне. Между тем на практике много сомнений вызывает законность действий предприятий при проверке лиц, допускаемых к коммерческой тайне. Речь идет об использовании службами безопасности предприятий таких методов, средств и приемов, которые порой нарушают конституционные права граждан на тайну переписки, ведения телефонных переговоров, банковскую тайну и др. Для сравнения укажем, что вопрос о защите имущественных и иных интересов государства и проверке в связи с этим лиц, допускаемых к государственной тайне, урегулирован Законом "О государственной тайне". В частности, у кандидата на должность государственного служащего берется подписка, в которой тот подтверждает свое согласие на проведение в отношении его оперативных мероприятий с использованием гласных и негласных методов. Учитывая, что Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 8) равным образом защищает частную и государственную собственность, считаю важным внести дополнения в Закон о правомерности использования предприятием сил и средств для проверки лиц в целях допуска их к коммерческим секретам. Для решения данной задачи следует определить критерии возможности использования специальных методов, приемов и средств и внести соответствующие изменения в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Это позволит субъектам государственной и частной форм собственности в равной степени использовать возможности, предоставленные им для защиты их имущественных интересов. 5. О регулировании трудовых правоотношений. Статья 11 Закона предусматривает обязанности и права работника и работодателя в связи с охраной коммерческой тайны. При этом материальные отношения сторон не нашли должного закрепления. Во-первых, Законом не предусмотрена обязанность работодателя выплатить вознаграждение работнику, создавшему информацию, имеющую коммерческую значимость для организации. Размер и условия выплаты должны устанавливаться трудовым договором на основании критерия оценки труда работника, которые следует закрепить в Законе. Во-вторых, согласие работника соблюдать установленный работодателем режим сохранности коммерческой тайны должно быть подтверждено письменно в специальном приложении к трудовому договору. Выполнение этой обязанности должно оплачиваться работодателем (например, в процентах к должному окладу). В-третьих, после прекращения трудовых правоотношений работодатель теряет правовые основания на то, чтобы требовать от работника сохранения коммерческой тайны (пп. 3 п. 3 ст. 11), даже при наличии соответствующего положения в трудовом договоре. При совпадении интересов работодателя и работника они могут заключить, например, гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг по сохранению коммерческой тайны. Условия договора определяются сторонами. При отсутствии у работника желания заключить такой договор и в случае разглашения или незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну, действуют общие нормы ГК РФ (ст. 139) и (или) УК РФ (ст. 183), устанавливающие гражданско-правовую и уголовную ответственность. Отдельного рассмотрения требует вопрос об урегулировании ответственности контрагента (ст. 12 Закона) за допущенное им или ставшее ему известным разглашение информации, составляющей коммерческую тайну. Убытки за разглашение таких сведений, переданных контрагенту, взыскиваются на общих основаниях, установленных ГК РФ, и это требование еще раз подтверждено в Законе. Однако здесь речь должна идти об ответственности работника контрагента. Санкции за такого рода деяния не предусмотрены в Законе и потребуют внесения изменений и дополнений в действующее трудовое и уголовное законодательство. Принципиальным является вопрос о размере возмещаемых работодателю убытков, причиненных неправомерными действиями либо бездействием работника, разгласившего коммерческую тайну вопреки трудовому договору (ч. 2 ст. 139 ГК РФ). Статья 238 Трудового кодекса РФ устанавливает обязанность работника возместить работодателю прямой действительный ущерб, кроме неполученных доходов (упущенная выгода). Причем под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя. Еще раз подчеркнем, что без постановки на баланс предприятия имущественных прав на информацию по статье "Нематериальные активы" с конкретной денежной оценкой нельзя вести речь о причинении ущерба организации и о привлечении работника к материальной ответственности. Санкция в пределах среднего месячного заработка за ущерб, причиненный работодателю, не сможет покрыть экономические потери предприятия. Поэтому необходима разработка правового обоснования привлечения работника к полной материальной ответственности в целях покрытия в полном размере прямого действительного ущерба. Нормы действующего трудового законодательства не позволяют решить этот вопрос, причем не только применительно к институту коммерческой тайны, а потому требуют совершенствования. Третья группа проблем затрагивает практику применения законодательства о коммерческой тайне на уровне взаимоотношений организаций и индивидуальных предпринимателей с государственными и муниципальными органами власти. Законом предусмотрена обязанность организаций по запросам налоговых, природоохранных, антимонопольных и других государственных органов предоставлять информацию (включая сведения, составляющие коммерческую тайну), необходимую для решения стоящих перед указанными органами задач в рамках их компетенции. Вместе с тем процедура передачи информации фрагментарно закреплена в некоторых правовых актах, определяющих правовое положение министерств и федеральных агентств. Статья 6 Закона устанавливает обязанность обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставлять такую информацию по требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления. По нашему мнению, правом истребования информации, содержащей коммерческую тайну, должны быть наделены только те государственные органы, которые выполняют судебные, надзорные и контрольные функции по отношению к организациям и индивидуальным предпринимателям на основании федерального закона. Полагаем, что предоставление властных полномочий всем государственным органам власти и управления, их должностным лицам, включая и местные органы власти, на изъятие информации, содержащей коммерческую тайну, не будет способствовать реализации конституционного принципа равенства защиты частной и государственной собственности. Необходимо рассмотреть вопрос о гарантиях при безвозмездном предоставлении предприятием информации по запросу государственного органа. Эти отношения имеют административный, а не гражданско-правовой характер (как это закреплено в п. 3 ст. 14), и процесс бесплатного предоставления информации, содержащей коммерческую тайну, требует закрепления в Законе определенных гарантий того, что эта информация не станет достоянием третьих лиц и организации, таким образом, не будет причинен ущерб. Однако такая ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления Законом не установлена. На случай разглашения подобной информации по вине государственного органа предлагается, во-первых, ввести денежную компенсацию государством стоимости изъятой у организации информации, содержащей коммерческую тайну (административный штраф, размер которого устанавливается в размере не менее 1000 МРОТ), во-вторых, установить дисциплинарную (увольнение с должности) и уголовную ответственность государственных служащих за ущерб, причиненный организации вследствие разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну. Появление в Трудовом и Уголовном кодексах соответствующих норм позволит повысить ответственность должностных лиц за сохранность сведений, составляющих коммерческую тайну организаций, если эта информация стала им известна в ходе выполнения служебных обязанностей. Кроме того, следует закрепить процессуальный порядок передачи организациями государственным органам документов, отражающих подобные сведения. Речь идет о присоединении к процессуальным актам (протоколам обыска, осмотра, допроса и т. п.) отдельных приложений в виде реестров документов, содержащих коммерчески значимую информацию, которые были представлены в ходе проверок или проведения следственных либо судебных действий. Представляется важным обязательно оформлять акты передачи таких реестров. На актах должны стоять подписи должностных лиц, изъявших соответствующие документы. Введение такого порядка потребует внесения дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ. Четвертая группа проблем касается гражданско-правовых отношений обладателя коммерческой тайны с другими субъектами хозяйственной деятельности. Речь идет о договорных отношениях, в которых используется информация, содержащая коммерческую тайну. Такие договоры обладают определенной спецификой, вытекающей из свойств информации как объекта гражданских прав. Однако особенности условий договорных отношений, предметом которых является информация, содержащая коммерческую тайну, не рассмотрены в ГК РФ и анализируемом Законе. Представляется важным внести в Закон следующие положения. 1. Предметом договорных отношений применительно к сфере действия Закона "О коммерческой тайне" может выступать только документированная информация, которая имеет коммерческую ценность и доступ к которой в связи с этим ограничен ее обладателем (речь идет об информации, передаваемой при совершении сделок, заключении договоров о выполнении работ и оказании услуг). 2. Категории владения, пользования и распоряжения, характеризующие категорию права собственности, неприменимы к информации, составляющей коммерческую тайну. Поэтому можно говорить лишь об относительных, а не абсолютных правах сторон при совершении актов купли-продажи информационных продуктов, содержащих такие сведения, и применять термины "обладание", "использование" и "передача" лишь в значении, оговоренном в ст. 3 Закона. 3. Коммерческую ценность имеет не сама информация как нематериальный объект, а имущественные права на нее, выраженные в денежной форме и рассчитанные по методике, утвержденной Правительством РФ. После внесения соответствующих изменений в ст. 132 ГК РФ информацию, содержащую коммерческую тайну, можно будет считать товаром (например, сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к передаваемому покупателю товару, и др.). Пункт 4 ст. 454 ГК РФ разрешает продажу имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера таких прав, поэтому стороны вправе заключить договор купли-продажи информационных продуктов, содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, с передачей прав обладания и использования такой информации в гражданском обороте. 4. Закрепление в ГК РФ информации как объекта гражданских прав и развитие в связи с этим информационного рынка настоятельно требуют урегулирования в ГК РФ договоров о купле-продаже информационных продуктов, об обработке информации, об оказании информационных услуг с учетом сферы действия Закона "О коммерческой тайне". Кроме того, ст. 9 Закона необходимо дополнить положением о том, что обладателем коммерческой тайны, полученной при выполнении работ по государственному контракту, может быть только коммерческая организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель. Государственный заказчик вправе отнести эти сведения к государственной тайне и осуществить их выкуп у обладателя коммерческой тайны на основании норм ГК РФ. Напомним, что такой порядок установлен для любой документированной информации, которую государство может отнести к государственной тайне (ст. 6 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Представляется, что информация, относящаяся к коммерческой тайне, в случае отнесения ее к государственной тайне не должна быть исключением. В Законе не закреплены правовой статус подразделений по защите коммерческой тайны (служб безопасности) с определением основных направлений работы, которые детализируются организацией с учетом ее специфики, порядок и объем мероприятий, связанных с допуском работников к сведениям, содержащим коммерческую тайну, не названы законные основания для отказа гражданину в допуске к коммерческой тайне, не раскрыта деятельность по контролю и прокурорскому надзору за соблюдением законодательства в области обеспечения защиты коммерческой тайны. Представляется, что при внесении изменений и дополнений в Закон следует подробно изложить не только вопросы охраны информации, составляющей коммерческую тайну, но и гражданского оборота такой информации. В заключение следует отметить, что принятый Закон "О коммерческой тайне" и реализация его положений будут, несомненно, способствовать движению нашей страны по пути построения правового государства и гражданского общества.

Название документа