Вправе ли налоговый орган, проводящий налоговую проверку организации, истребовать у контрагента данной организации (индивидуального предпринимателя) документы, касающиеся деятельности проверяемой организации, если данные документы были представлены индивидуальным предпринимателем в налоговый орган при проведении камеральной проверки?

Ответ: Налоговый орган, проводящий налоговую проверку организации, истребовать у контрагента данной организации (индивидуального предпринимателя) документы, касающиеся деятельности проверяемой организации, если данные документы были представлены индивидуальным предпринимателем в налоговый орган при проведении камеральной проверки:

- в отношении документов, представляемых в налоговый орган до 01.01.2011, - вправе;

- в отношении документов, представляемых в налоговый орган после 01.01.2011, - не вправе, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ). Данное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ.

На основании п. 5 ст. 93 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Однако данное положение сформулировано в ст. 93 НК РФ, касающейся истребования документов при проведении налоговой проверки, и аналогичная норма в ст. 93.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) отсутствует.

Следовательно, поскольку ст. 93.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) иного не устанавливает, налоговый орган, проводящий налоговую проверку организации, вправе истребовать у контрагента данной организации (индивидуального предпринимателя) документы, касающиеся деятельности проверяемой организации, даже если данные документы были представлены индивидуальным предпринимателем в налоговый орган при проведении камеральной проверки.

Законом N 229-ФЗ в положения части первой НК РФ внесены изменения.

В частности, согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ.

В силу п. 5 ст. 93 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ данные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 229-ФЗ (опубликован в "Российской газете" 02.08.2010).

На основании п. 8 ст. 10 Закона N 229-ФЗ положения п. 5 ст. 93.1 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) применяются в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 01.01.2011.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

11.10.2010