Согласно п. 2 Приложения к Постановлению Госкомстата России от 29.05.1998 N 57а, Минфина России от 18.06.1998 N 27н "Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации" с 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997 - 1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и по учету работ в автомобильном транспорте. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" для грузовых автомобилей утверждены формы N N 4-С "Путевой лист грузового автомобиля" и 4-П "Путевой лист грузового автомобиля". Однако путевые листы по формам N N 4-С и 4-П не используются при междугородных перевозках, длящихся более суток. Какими формами следует пользоваться при междугородных грузовых перевозках, длящихся более одних суток?
Ответ: Юридические лица всех форм собственности, использующие автотранспорт, должны применять только те унифицированные формы путевых листов, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2005 N 20-12/53147).
Названным Постановлением утверждены следующие формы:
- путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);
- путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);
- путевой лист легкового такси (форма N 4);
- путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-С);
- путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-П);
- путевой лист автобуса (форма N 6);
- путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.);
- журнал учета движения путевых листов (форма N 8).
В 2008 г. вступил в действие Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). Устав, в частности, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, и в нем сказано, что путевой лист, согласно ст. 2 Устава, является документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства, а также водителя.
Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" были утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Порядок), которые, согласно п. 2 Порядка, должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Помимо перечисленных реквизитов, на основании п. 8 Порядка на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и багажа.
В соответствии с п. 10 Порядка путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
При заключении договора перевозки дополнительно к путевому листу оформляется товарно-транспортная накладная.
Требование об обязательном наличии товарно-транспортной накладной при заключении договора перевозки установлено п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, ст. 8 Устава.
Специализированная форма применяется при междугородных транспортных перевозках - форма N 1-ТМ (междугородная). Если не требуется применения специализированной формы, то применяется форма N 1-Т:
- товарно-транспортная накладная (форма N 1-ТМ (междугородная)), форма приведена в Приложении N 2 к разд. 12 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971). Документ применяется в части, не противоречащей гл. 2 Устава;
- товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) приведена в Унифицированных формах первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78). Нужно помнить, что путевые листы, не подтвержденные товарно-транспортными накладными, не могут быть признаны в качестве доказательств оказания транспортных услуг. К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа в Постановлении от 23.12.2009 N А55-4275/2009 на основании положений Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".
Поэтому автотранспортное предприятие при междугородных грузовых перевозках, длящихся более суток, может использовать формы N N 4-С, 4-П путевого листа. При необходимости в путевой лист грузового автомобиля (формы N N 4-С, 4-П) допускается вносить дополнительные реквизиты с учетом особенностей деятельности данного предприятия.
С. М.Дмитричева
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
08.10.2010