Ремикс вне Закона

(Тулубьева И., Погуляев В.)

("Бизнес-адвокат", 2005, N 9)

Текст документа

РЕМИКС ВНЕ ЗАКОНА

И. ТУЛУБЬЕВА, В. ПОГУЛЯЕВ

Согласно положениям Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 20 июля 2004 г., далее - Закон) объектами авторского права являются любые результаты творческой деятельности - как оригинальные, творчески самостоятельные произведения, так и производные от них.

К производным произведениям относятся переводы, переделки (аранжировки, ремиксы) и иные переработки, которые, как и оригинальные произведения, охраняются авторским правом лишь при условии наличия творческого вклада в их создание. Так, не могут быть признаны объектами авторского права результаты работы редактора, корректора, оцифровщика. Аналогично не возникает новых объектов авторского права в результате транскрипции, добавления мелизмов и других технических действий в отношении музыкальных произведений.

Существенным моментом правового статуса переделки произведения является то, что ее создатель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав автора (авторов) оригинального произведения, подвергшегося переработке. Следовательно, в случае, если такое согласие не получено, права автора переделки хоть и возникнут в силу закона (с момента создания нового - переработанного - произведения), но окажутся "блокированы", и использование данного производного произведения повлечет нарушение исключительных прав автора оригинала или его правопреемников.

Подобная ситуация может возникнуть практически с любым произведением. Не секрет, что различные переработки, особенно аранжировки, создаются зачастую без согласия авторов оригиналов. Создатели таких производных произведений не смогут пользоваться своими правами авторов. Аналогично несанкционированный автором перевод текста песни либо создание на основе текста новой версии влечет для переводчика (иного автора переработки) невозможность использования нового произведения иначе, чем путем демонстрации его в кругу своей семьи. Документом, подтверждающим право использовать созданную аранжировку, переделку (переработку), является авторский договор с композитором (иным обладателем прав на оригинальное произведение, подвергшееся переделке). Другой стороной этого договора может выступать как сам аранжировщик (иной автор переработки), так и будущий пользователь производного произведения. В этом договоре фиксируется доля вознаграждения, причитающегося автору переработки за использование произведения в переработанном виде, а также иные условия использования переработанного произведения.

Само по себе имущественное право на переработку, предусмотренное ст. 16 Закона, тесно связано с личным неимущественным правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Таким образом, использование любого охраняемого произведения, в том числе его фрагментов, для создания нового произведения (ремикса, попурри и т. д.) допускается только по согласованию с правообладателем, т. е. на основании авторского договора. При этом способ и характер такого использования не должны наносить ущерба неимущественным (моральным) правам авторов, даже если последние передали свои исключительные имущественные права третьим лицам в полном объеме.

Если в ремиксе используются части различных фонограмм, то необходимо получить разрешение от владельцев прав на все эти фонограммы.

Следует отметить, что Законом предусмотрена возможность использования отрывков из произведения без заключения авторского договора и без выплаты вознаграждения. Однако при использовании произведений в аудиопродукции эти положения Закона не действуют. Поэтому рекорд-компаниям при осуществлении своей основной деятельности необходимо заключать договоры на любое использование произведений. Некоторая возможность свободного использования небольших фрагментов произведений существует в первую очередь для информации о выпущенной продукции, но никак не для тиражирования промышленным способом произведений целиком или их существенных частей. Так, ст. 19 Закона допускает свободное цитирование из произведений при соблюдении ряда условий. Первое из них - цель цитирования: свободное (бездоговорное) цитирование допускается только "в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях". Второе условие - цитировать (в оригинале и в переводе) можно лишь из тех произведений, которые были правомерно обнародованы. Третья необходимая составляющая свободного цитирования - ограниченный объем цитируемого произведения: он должен быть оправдан целью цитирования. Мы полагаем, и практика это подтверждает, что последнее ограничение наиболее уязвимо, поскольку субъективно.

Закон устанавливает, что при соблюдении всех вышеперечисленных условий цитирование должно в обязательном порядке сопровождаться ссылкой на автора, произведение которого цитируется, и на источник заимствования.

Как ни удивительно, но даже и сейчас некоторые пользователи не перестают надеяться на то, что вышеизложенная норма ст. 19 Закона якобы предоставляет право на издание сборников, в том числе ремиксов, песен. Такая позиция, по нашему убеждению, противоречит Закону.

Статьей 19 Закона предусмотрено еще одно исключение из общего правила о договорном использовании объектов авторского права. Так, пп. 2 п. 1 ст. 19 допускает использование правомерно обнародованных произведений или отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио - и телепередачах, звуко - и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. Как и в предыдущем случае, эту норму нельзя трактовать расширительно (т. е. так, как хочется). Определяющим для понимания смысла приведенных исключений служит положение п. 5 ст. 16 Закона: ограничения прав авторов, предусмотренные в том числе ст. 19 Закона, допускаются "при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора".

Особо следует подчеркнуть, что использование части произведения (строк, тактов и др.) без ссылки на автора в другом произведении признается плагиатом безотносительно к тому, истек или нет срок охраны этого произведения. Ведь право авторства охраняется бессрочно. Бессрочно охраняется и право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. К примеру, бесспорным искажением являются включение в текст произведения нецензурной лексики, внесение изменений в мелодию.

Аудио - и видеопродукция, книги и иные экземпляры произведений и объектов смежных прав, выпущенные без получения разрешения правообладателя на переработку, являются контрафактными.

Название документа