Об уплате земельного налога индивидуальным предпринимателем, а также о порядке разрешения споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2010 г. N Д05-3509
Департамент развития малого и среднего предпринимательства совместно с Департаментом инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России и Минфином России рассмотрел обращение, связанное с уплатой земельного налога, и сообщает.
В отношении обязанности расчета земельного налога индивидуальным предпринимателем сообщаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании ст. 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 Кодекса).
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Одновременно обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 Кодекса.
В отношении повышения земельного налога в связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка отмечаем следующее.
Обращаем внимание на то, что повышение земельного налога должно иметь экономическое основание и не может быть произвольным (п. 3 ст. 3 Кодекса). Кроме того, оно должно также учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 Кодекса). Произвольное увеличение земельного налога нарушает права и законные интересы налогоплательщиков и противоречит принципам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим сообщаем, что налогоплательщики, не согласные с результатами кадастровой оценки стоимости земельных участков, могут обратиться в суд для урегулирования сложившейся ситуации в судебном порядке (п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила)).
Также отмечаем, что Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в новой редакции помимо судебного порядка разрешения споров предусматривает также и внесудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Порядок досудебного разрешения споров регламентирован ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ.
Следует также отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.
Если выявленная ошибка влияет на характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть проведена оценка земельного участка.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным дальнейшее урегулирование данного вопроса комиссией или в судебном порядке.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н. И.ЛАРИОНОВА
07.10.2010