О применении НДС в отношении операций приобретения материальных ценностей государственного резерва, составляющего казну РФ, а также о предложении об освобождении от налогообложения НДС операций по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 октября 2010 г. N 03-07-11/394

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении операций освежения (замены) материальных ценностей государственного резерва, а также предложения об освобождении от налогообложения этим налогом операций по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва и сообщает следующее.

Согласно п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании данного пункта ст. 161 Кодекса налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - покупателями (получателями) имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Поэтому при приобретении материальных ценностей государственного резерва, составляющего казну Российской Федерации, уплата налога на добавленную стоимость осуществляется покупателями с этих материальных ценностей.

На основании п. 3 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, при условии, что товары были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом, и при их приобретении он уплатил налог на добавленную стоимость в бюджет.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Учитывая изложенное, одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость налоговыми агентами по приобретаемым товарам является наличие документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость в бюджет.

Что касается предложения об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва, то данное предложение не поддерживается, поскольку его принятие, по нашему мнению, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении иного имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, имущества, составляющего казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования, что приведет к потерям доходов федерального бюджета.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

06.10.2010