Организация исполняет обязанности налогового агента по исчислению и уплате сумм НДС в бюджет в связи с арендой имущества субъекта РФ у органа государственной власти. В каком порядке в 2010 г. налоговый орган вправе истребовать документы при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлены суммы НДС к вычету?
Ответ: При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Основание - п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 НК РФ.
В силу п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Из положений п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что суммы НДС, уплаченные налоговым агентом арендодателю - органу государственной власти из доходов в виде арендной платы, подлежат вычету при представлении в налоговый орган следующих документов:
- документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС в бюджет;
- счетов-фактур, выписанных налоговым агентом, с выделением сумм НДС;
- первичных документов, подтверждающих факт принятия налоговым агентом оказанных ему услуг по предоставлению имущества в аренду на учет.
Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки регулируется ст. 93 НК РФ.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) внесены изменения в п. п. 1 и 2 ст. 93 НК РФ. Данные изменения вступили в силу с 2 сентября 2010 г. (п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, обязанность налогоплательщика представлять документы, подтверждающие право на получение налогового вычета в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ, одновременно с налоговой декларацией НК РФ не предусматривается. Такая обязанность возникает с момента получения налогоплательщиком требования об их представлении.
Форма Требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (Приложение N 5).
С 2 сентября 2010 г. требование о представлении документов может быть передано:
- руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
- по почте заказным письмом.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС России (п. 2 ст. 93 НК РФ).
В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (п. 5 указанной статьи НК РФ).
До 2 сентября 2010 г. процедура истребования документов была недостаточно определена. В связи с этим возникали споры по вопросу правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление документов, если налоговый орган не представит доказательства факта получения налогоплательщиком требования о представлении документов. Решения в пользу налогоплательщиков вынесены в Постановлениях ФАС Московского округа от 11.01.2009 N КА-А41/12621-08 и ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2008 N А42-697/2007.
После 2 сентября 2010 г. налоговый орган не должен доказывать факт получения налогоплательщиком требования. При невозможности вручить его лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента направления.
Т. И.Сивошенкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
06.10.2010