Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения
(Данилина И. Е.) ("Транспортное право", 2005, N 2) Текст документаПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
И. Е. ДАНИЛИНА
Данилина И. Е., юрист.
Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым и важным элементом товаропроводящих систем, направлена на повышение их качества и ускорение продвижения товара от производителя к потребителю. Однако развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания в Российской Федерации сдерживается отсутствием полноценной нормативно-правовой базы. И хотя принятие нового Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" значительно расширило объем правового регулирования по сравнению с главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), многие вопросы остались неурегулированными. Одной из актуальных практических проблем, требующих своего решения, является неразработанность понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Дело в том, что именно транспортно-экспедиционная деятельность составляет предмет договора транспортной экспедиции. ГК РФ не раскрывает понятия "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционная услуга". Он лишь определяет примерный перечень операций, подпадающих под регулирование главы 41. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 801 ГК РФ в договоре транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза. В качестве дополнительных услуг договор транспортной экспедиции может регулировать получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверку качества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (абз. 3 ч. 1 ст. 801 ГК РФ). ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" также не содержит указанных определений. Однако из смысла п. 1 ст. 1 Закона ("Предмет регулирования") можно сделать вывод, что транспортно-экспедиционная деятельность - деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а экспедиционная услуга - "услуга по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов". Таким образом, Закон, в отличие от ГК РФ, содержит закрытый перечень возможных услуг экспедитора, не охватывающий всех возможных вариантов осуществления транспортно-экспедиционной деятельности. Следовательно, сфера применения ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" уже по сравнению с тем, как определен предмет договора транспортной экспедиции в ГК РФ. Кроме того, Закон не содержит варианта осуществления перевозки экспедитором самостоятельно. Определение понятия транспортно-экспедиционной деятельности можно встретить и в иных законодательных актах. Так, в п. 2 Правил о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами (утв. МПС России 16 ноября 1995 г. N ЦЭУ-348) указано, что транспортно-экспедиционное обслуживание <*> - вид деятельности посредников (экспедиторов) по предоставлению грузоотправителю услуг, связанных с подготовкой продукции к перевозке (оформление перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты с перевозчиком, организация погрузочно-разгрузочных работ, информация потребителей, работа с таможенными органами и др.). Недостаток данного определения в том, что оно отражает лишь одно из возможных направлений транспортно-экспедиционной деятельности, а именно экспедицию по отправлению, и только одним видом транспорта - железнодорожным. -------------------------------- <*> Такой договор необходим при постоянном транспортно-экспедиционном обслуживании клиента. По своей правовой природе этот договор относится к числу предварительных. Для возникновения правоотношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, клиенту достаточно вручить экспедитору заявку или иной обусловленный предварительным договором документ, а экспедитору - осуществить фактические действия, направленные на выполнение принятой заявки.
Определенный интерес представляют формулировки, содержащиеся в ГОСТах <*>. "Транспортная экспедиция" - транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке, в соответствии с договором (ГОСТ Р51006-96). "Экспедиционная услуга" - вид транспортной услуги, связанный с организацией процесса отправления и получения груза, а также с выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции (ГОСТ Р51133-98). Данные определения несколько шире по содержанию, поскольку включают экспедицию не только по отправлению, но и по прибытию, а также выполнение иных работ, связанных с перевозкой груза. -------------------------------- <*> Утратили силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (СЗ РФ. 2002. N 52. С. 5140).
В современной юридической литературе предмет договора транспортной экспедиции рассматривается как совокупность оказываемых экспедитором услуг, связанных с организацией перевозки груза. При этом понятие транспортно-экспедиционной деятельности раскрывается путем перечисления услуг, связанных с перевозкой груза: - комплектация судовых, повагонных и маршрутных отправок, формирование укрупненных грузовых мест (например, контейнеров) из мелких партий груза; - выбор наиболее рациональных по скорости, надежности и быстроте перевозки груза видов транспорта и схемы доставки груза; - выполнение всех необходимых формальностей по грузу и передача документов органам транспорта согласно требованиям действующих правил перевозок; - доставка груза от отправителя к месту погрузки на магистральные виды транспорта, а в пунктах перевалки - из склада одного вида транспорта на склад другого; - заключение договоров со всеми участниками перевозочного процесса; - осуществление расчетов с организациями транспорта и иными участниками перевозочного процесса; - передача груза перевозчику против транспортных документов, вручение этих документов по поручению грузоотправителя грузополучателю; - сопровождение груза в процессе его транспортировки; оборудование вагонов и судов для перевозки специфических грузов; - контроль и слежение за продвижением груза на всем пути его следования с предоставлением полной и регулярной информации грузовладельцу; - защита интересов грузовладельца в спорных ситуациях; - прием груза от перевозчика в местах выгрузки, проверка его качества и состояния, организация экспертиз и сюрвейерных осмотров, оформление с представителями транспорта и получение от них коммерческих и других актов об обнаруженных дефектах прибывшего груза; - организация погрузочно-разгрузочных работ, складирование и хранение грузов; - маркировка и упаковка, рассортировка крупных партий на более мелкие; - и т. п. Как справедливо отмечал в свое время Х. И. Шварц: "В литературе, в практике и в источниках права, регулирующих транспортную экспедицию, нет единого понимания понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Некоторые, говоря об этой деятельности, понимают под ней совокупность перевозочных и экспедиционных действий. Другие связывают это понятие с более узким комплексом, а именно с действиями, вспомогательными по отношению к перевозке. Но почти все, кто касался проблемы правового регулирования транспортной экспедиции, подчеркивают вспомогательный характер экспедиционных действий по отношению к завершенной или предстоящей перевозке" <*>. -------------------------------- <*> Шварц Х. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С. 151.
В международных нормативных правовых документах мы также не найдем искомого определения. На практике отсутствие в нормативных актах понятия транспортно-экспедиционной деятельности препятствует единообразному пониманию ее сущности и порождает споры о правовой природе договорных отношений между сторонами. Так, в деле N 209/1999 (решение от 27.03.2000) <*> в обязанности истца по договору (исполнитель), заключенному с ответчиком (заказчик услуг), входило: бронирование отправки груза; таможенное оформление; проведение финансовых расчетов с перевозчиком; информация заказчика о номере рейса, дате и времени прилета. В обязанности ответчика входили своевременная подача заявок истцу на отправку грузов и оплата его услуг и перевозки грузов. Стороны договорились о применении Воздушного кодекса и Правил международных воздушных перевозок багажа и груза. МКАС справедливо констатировал, что наличие в сделке указаний о применении к отношениям между сторонами нормативных актов, регулирующих иной вид договора, не влияет на юридическую квалификацию их сделки как договора транспортной экспедиции, а лишь касается определения пределов ответственности за действия третьего лица (перевозчика). Именно предмет и содержание принятых на себя сторонами обязательств учитываются при юридической квалификации сделки в качестве договора транспортной экспедиции. -------------------------------- <*> Арбитражная практика за 1999 - 2000 гг. М.: Статут, 2001. С. 239.
Учитывая практическую важность обозначенной проблемы, Международная ассоциация транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработала и приняла Типовые правила транспортно-экспедиционной деятельности, в которых содержатся следующие определения. "Экспедиторские услуги - любого вида услуги, относящиеся к осуществлению перевозки, консолидации, хранению, складированию, обработке и доставке товара адресату по назначению, равным образом как и предоставление вспомогательных и консультационных услуг, относящихся к выполнению вышеперечисленных работ, включая услуги, связанные с таможенной очисткой, решением налоговых вопросов, декларированием, обеспечением страхования, производством платежей, выпиской документов, относящихся к товарам и их перевозке". Учитывая, что сфера оказания вспомогательных транспортных услуг постоянно расширяется, указанный закрытый перечень был расширен. 29 октября 2004 г. ФИАТА и КЛЕКАТ (Европейская ассоциация по оказанию экспедиторских, транспортных, логистических и таможенных услуг) дополнили перечень логистическими услугами с их современными информационными и коммуникативными технологиями, связанными с перевозкой, обработкой и хранением товаров. В условиях отсутствия закрытого перечня транспортно-экспедиционных услуг особую практическую важность приобретает их классификация. В научной литературе операции, составляющие содержание транспортно-экспедиционной деятельности, подразделяют на услуги по представительству (юридические) и фактические услуги (или технические). К юридическим услугам относят действия по заключению договора перевозки от имени отправителя, сдаче к перевозке и приемке груза, оформлению различных документов за клиента. На осуществление юридических действий клиент должен выдать экспедитору доверенность. Фактическое содержание экспедиционных операций составляют: проверка состояния груза, его тары и упаковки, маркировка, информационные услуги и др. В юридической литературе советского периода такое деление основывалось на принципе невозможности совмещения обязанностей перевозчика и экспедитора. В этой связи к представительским относили услуги, которые не могут быть поручены перевозчику: это передача груза перевозчику или его агенту с оформлением соответствующих документов на перевозку, заключение договора перевозки, расчеты за перевозку, выгрузка и выдача груза получателю с оформлением соответствующих документов, др. Технические услуги могли быть осуществлены как перевозчиком, так и любой другой организацией, например приведение груза в транспортабельное состояние, предоставление клиенту информации о движении груза, др. Действующее законодательство (п. 2 ст. 801 ГК РФ) не запрещает перевозчику осуществлять обязанности экспедитора, причем как юридические, так и фактические. И все же представляется важным в каждом конкретном случае оценивать "совместимость" двух разнонаправленных интересов перевозчика и клиента, возможность исполнения одним лицом обязательства по перевозке груза и таких экспедиционных операций, как, например, сдача и прием груза к перевозке, выдача груза, защита интересов клиента. Перевозчик лишен возможности осуществлять юридические обязанности экспедитора в отношении оказываемой им самим перевозки. Так, если перевозчик действует по доверенности грузоотправителя, то существует прямой запрет п. 3 ст. 182 ГК РФ на совершение представителем сделок в отношении себя лично. Если перевозчик действует за счет клиента, но от своего имени, то он также лишен возможности совершать юридические действия в интересах клиента вследствие совпадения личностей сторон по сделке. Таким образом, перевозчик, одновременно выполняющий функции экспедитора, может выполнять любые фактические экспедиционные операции, а также юридические операции, связанные с представительством клиента перед третьими лицами. При этом помимо договора перевозки с клиентом заключается договор транспортной экспедиции. Деление транспортно-экспедиционных услуг на юридические и фактические было положено советскими юристами в основание разграничения услуг экспедитора на основные и вспомогательные. К основным действиям относилось лишь заключение экспедитором договора перевозки в интересах клиента. Фактические услуги отождествлялись со вспомогательными и могли быть включены в договор транспортной экспедиции лишь в том случае, если они были связаны с услугами юридического характера <*>. -------------------------------- <*> См., например: Ходунов М. Е. Договоры о транспортно-комиссионных и вспомогательных транспортных операциях // Советское государство и право. 1953. N 4. С. 134.
ГК РФ, иные действующие законодательные акты также дают основания для выделения неких основных и дополнительных услуг. Однако в настоящее время такая классификация не тождественна делению транспортно-экспедиционных операций на юридические и фактические. В ряду дополнительных услуг названы такие, юридический характер которых не вызывает сомнений, например: осуществление таможенных и иных формальностей, производство расчетов (абз. 3 ч. 1 ст. 801 ГК РФ). Кроме того, обязанность экспедитора по заключению договора перевозки может, но не обязательно должна присутствовать в договоре транспортной экспедиции. В этой связи следует отчасти согласиться с мнением С. Ю. Морозова о том, что деление транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные в нынешней редакции ст. 801 ГК РФ не имеет практического значения, поскольку критерий такого деления не установлен, перечни как основных, так и дополнительных услуг являются открытыми <*>. -------------------------------- <*> Морозов С. Ю. Договор транспортной экспедиции: Дис... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2003. С. 11.
Представляется, что определенный практический смысл классификации экспедиционных операций на основные и дополнительные все-таки имеется и состоит в следующем. Наличие любой из поименованных "основных" услуг является необходимым и достаточным условием для возникновения договора транспортной экспедиции. Все остальные услуги в рамках транспортно-экспедиционной деятельности являются необходимым, но не достаточным условием для возникновения договора транспортной экспедиции. Поэтому они получили название дополнительных. Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, предмет договора транспортной экспедиции - совокупность оказываемых экспедитором услуг - в законодательстве сформулирован чрезвычайно широко. Отсутствие закрытого перечня услуг, составляющих транспортно-экспедиционную деятельность, приводит к тому, что все попытки дать определение понятию посредством указания действий и ситуаций, обозначаемых им, приводят либо к его неполноте, либо к излишней широте. В то же время необходимо признать, что перечень экспедиционных операций все же должен носить открытый характер, что соответствует быстрому технологическому прогрессу, наблюдаемому в данной сфере. Во-вторых, правовая природа договорных отношений между сторонами в условиях отсутствия законодательного определения транспортно-экспедиционной деятельности должна определяться путем установления признаков, присущих договору транспортной экспедиции. В соответствии с действующим российским законодательством договор транспортной экспедиции - самостоятельный договорный вид, который находится "на стыке" многих видов обязательств. Если рассматривать изолированно отдельные элементы работы экспедитора, то они как будто бы полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузочно-разгрузочные работы охватываются договорами подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договором поручения или договором комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени. Но такой подход ошибочен по нескольким причинам. Во-первых, все действия, совершаемые экспедитором по обслуживанию клиента, образуют единый процесс, юридическое регулирование которого осуществимо лишь в рамках одного, а не нескольких договоров <*>. -------------------------------- <*> На данное обстоятельство неоднократно обращалось внимание в юридической литературе советского периода. См., например: Иоффе О. С. Указ. соч. С. 544 - 545; Ходунов М. Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С. 156 - 157; Шварц Х. И. Указ. соч. С. 151 - 152.
Во-вторых, единство этого процесса обусловлено вспомогательным характером деятельности экспедитора по отношению к транспортным перевозкам. Вне связи с транспортом нет и договора экспедиции. В свою очередь, такая связь делает экспедиционную работу настолько специфичной, что она выходит за рамки всех других гражданско-правовых обязательств и регламентируется особым юридическим институтом - договором транспортной экспедиции. В-третьих, особенность предмета данного договора заключается в том, что все услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчинены единой цели - обеспечению перевозки груза. Данный признак позволяет отграничить услуги, оказываемые экспедитором, от операций, оказываемых грузоотправителям, грузополучателям и транспортным организациям со стороны иных организаций, обслуживающих участников транспортного процесса. Например, лоцманские, навигационные и иные подобные услуги на морском транспорте характеризуются направленностью на обеспечение безопасности движения и сохранности самих транспортных средств, которые могут использоваться в том числе и для перевозок грузов. Подобные услуги не могут составлять предмет договора транспортной экспедиции. На воздушном транспорте к той же категории относятся операции по обслуживанию воздушного движения, а также метеорологическое, радио - и светотехническое и другое обеспечение полетов воздушных судов, которое осуществляется на единообразных условиях за плату (ст. 69 ВК РФ) <*>. -------------------------------- <*> Витрянский В. В. Договор транспортной экспедиции // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение к N 12. 2002. С. 37.
Резюмируя все вышеизложенное, приведем несколько рекомендаций для правоприменителей. В договоре следует детально прописывать все предстоящие операции, связанные с перевозкой груза. При определении обязательств по договору сторонам необходимо избегать абстрактных и общих формулировок. В "предмете договора" необходимо указать, что именно будет делать экспедитор - должен ли он сам перевозить груз либо осуществлять перевозку по договору с другой организацией. В "порядке расчетов" отдельно прописать стоимость перевозки, расходы, возмещаемые экспедитору. Закрывая договор, в отчете (акте) следует выделить сумму вознаграждения. Такие мероприятия помогут не только четко организовать правовую работу по исполнению договора, но и избежать неблагоприятных публично-правовых последствий, связанных с различным режимом налогообложения вознаграждения экспедитора и возмещаемых ему расходов. В противном случае толковать волю сторон придется суду, что может привести к возложению на какую-либо из сторон дополнительных обязанностей и ответственности за их неисполнение. В качестве примера подобной практики приведем дело N КГ-А40/2654-01 <*>. Между ООО "Торговый дом "Гранд" (заказчик) и ООО "Транс-Бизнес-Экспедиция" (исполнитель) был заключен договор транспортной экспедиции. Согласно условиям договора в обязанности исполнителя входило выполнение в интересах заказчика работ, связанных с перевалкой, экспедированием, таможенным оформлением и доставкой импортных и транзитных грузов, следующих через ОАО "Морской Порт "Санкт-Петербург". Суд отклонил довод ООО "Транс-Бизнес-Экспедиция", что проверка состояния груза и его количества не входила в его обязательства, и возложил на ООО "Транс-Бизнес-Экспедиция" ответственность, связанную с недостоверностью указанных в перевозочных документах сведений. -------------------------------- <*> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2001 г. по делу N КГ-А40/2654-01 (Справочные правовые системы).
Название документа