Правовой режим газопроводов

(Абакшин А. Н.) ("Право и экономика", 2005, N 5) Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГАЗОПРОВОДОВ

А. Н. АБАКШИН

Абакшин Алексей Николаевич Старший юрист - руководитель энергетического направления ЗАО "КЭС". Магистр частного права. Родился 25 мая 1977 г. в г. Вилюйске Якутской АССР. В 1999 г. окончил юридический факультет Российского госуниверситета нефти и газа им. И. М. Губкина; в 2001 г. - Российскую школу частного права при Президенте Российской Федерации.

В связи с проблемой квалификации правового режима газопроводов в правоприменительной практике возникают, в частности, следующие вопросы: является ли газопровод движимой либо недвижимой вещью и каким образом оформлять вещные права на газопроводы, сделки с этими объектами? При определении правового статуса газопровода как объекта гражданских прав мы не будем учитывать особенности различных видов газопроводов. Действующее законодательство РФ употребляет такие термины, как "недвижимые вещи", "недвижимое имущество" и "недвижимость", которые будут использоваться как синонимы.

Общие положения о недвижимых вещах

Гражданский кодекс РФ среди объектов гражданских прав выделяет имущество (ст. 128). При этом законодатель предусматривает не закрытый перечень видов имущества. К имуществу, в частности, относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также имущественные права. Законодательством РФ предусматривается деление вещей на недвижимые и движимые (ст. 130 ГК РФ). К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса и многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (см. ст. 1 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики") <*>. -------------------------------- <*> Пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" гласит: "По смыслу ст. 130 ГК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не завершенные строительством объекты, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда, относятся к недвижимому имуществу".

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Государственная регистрация вещей, прав на вещи и сделок с ними

Действующее законодательство РФ предусматривает следующие самостоятельные виды государственной регистрации: государственная регистрация прав на вещь; государственная регистрация сделок с вещами; государственная регистрация самой вещи <*>. -------------------------------- <*> В случаях, предусмотренных законом, наряду с указанной выше государственной регистрацией прав на вещи и сделок с ними могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ).

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") в Едином государственном реестре учреждениями юстиции (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ). В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ). Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в федеральном законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации (ст. 14 Закона о госрегистрации) в случаях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством РФ. Так, государственной регистрации подлежат сделки, указанные в таблице 1:

Таблица 1. Сделки, подлежащие государственной регистрации

Наименование сделки (договора) Норма права

Договоры купли-продажи жилого дома, квартиры, части п. 2 ст. 558, ст. 251 жилого дома или квартиры, а также доли в праве общей ГК РФ, п. 3 ст. 55 собственности на указанные объекты недвижимости, в Федерального закона том числе соглашения о приобретении заложенного "Об ипотеке (залоге жилого помещения залогодержателем недвижимости)"

Договоры мены жилых домов, квартир и их частей, п. 2 ст. 567, ст. 251 а также доли в праве общей собственности на них ГК РФ

Договоры дарения недвижимости, доли в праве п. 3 ст. 574, собственности на нее, в том числе пожертвование ст. 251, ст. 582 ГК РФ

Договоры ренты с передачей недвижимости под выплату ст. 584, п. 2 ст. 601 ренты, в том числе договоры пожизненного ГК РФ содержания с иждивением

Договоры аренды недвижимости с ее выкупом ст. 624 ГК РФ

Договор купли-продажи предприятия как имущественного п. 3 ст. 560 ГК РФ комплекса

Договоры аренды земельных участков, договоры аренды п. 2 ст. 609, жилых помещений (если арендатором жилых помещений п. 2 ст. 671, выступает юридическое лицо), в том числе договор п. 2 ст. 615 ГК РФ субаренды этого имущества

Договор аренды зданий и сооружений, заключаемых на п. 2 ст. 651, срок не менее 1 года, в том числе договор субаренды п. 2 ст. 615 ГК РФ этого имущества, заключаемого на срок не менее 1 года <*>

Договоры аренды предприятий как имущественных п. 2 ст. 658, комплексов, в том числе договор субаренды этого п. 2 ст. 615 ГК РФ имущества

Договоры о залоге недвижимого имущества (ипотека), п. 3 ст. 339 ГК РФ, в том числе залог права аренды недвижимости п. 2 ст. 10, п. 5 ст. 5 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимого имущества)"

Договоры безвозмездного пользования участком лесного ст. 36 Лесного фонда кодекса РФ, п. 6 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 224

Федеральным законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов (ст. 164 ГК РФ). Последствия несоблюдения норм права, предусматривающих требование о государственной регистрации прав на вещи и сделок с ними. Несоблюдение требования о государственной регистрации прав на вещи влечет отсутствие возникновения у соответствующего участника гражданского оборота этого права (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 223 ГК РФ). Договор, подлежащий государственной регистрации, в случае несоблюдения требования о его государственной регистрации считается незаключенным, если иное не установлено федеральным законом (п. 3 ст. 433 ГК РФ). В случаях, установленных федеральным законом, несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной (п. 1 ст. 165 ГК РФ).

Понятие газопровода как объекта гражданских прав

В действующем законодательстве РФ отсутствует определение понятия газопровода. Имеют место лишь указание на существование определенного вида газопровода, при этом легальное определение этого вида (его признаки, характеристики) отсутствует (например, магистральный газопровод), или легальные определения некоторых видов газопроводов для целей документов <*>, в которых они используются, например: -------------------------------- <*> См.: ПБ 12-529-03 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденные Постановлением Гостехнадзора РФ от 18 марта 2003 г. N 9; СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя России от 23 декабря 2002 г. N 163).

наружный газопровод - подземный, наземный и надземный газопровод, проложенный вне зданий до отключающего устройства перед вводным газопроводом или до футляра при вводе в здание в подземном исполнении; внутренний газопровод - газопровод, проложенный от наружной конструкции здания до места подключения расположенного внутри зданий газоиспользующего оборудования; распределительный газопровод - газопровод газораспределительной сети, обеспечивающий подачу газа от источника газоснабжения до газопроводов-вводов к потребителям газа; межпоселковый газопровод - газопровод газораспределительной сети, проложенный вне территории поселений; газопровод-ввод - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства перед вводным газопроводом или футляром при вводе в здание в подземном исполнении; вводной газопровод - участок газопровода от установленного снаружи отключающего устройства на вводе в здание, при его установке снаружи, до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания; внеплощадочный газопровод - распределительный газопровод, обеспечивающий подачу газа от источника газоснабжения к промышленному потребителю, находящийся вне производственной территории предприятия; внутриплощадочный газопровод - участок распределительного газопровода (ввод), обеспечивающий подачу газа к промышленному потребителю, находящийся внутри производственной территории предприятия; газопроводы высокого давления I категории - при рабочем давлении газа свыше 0,6 МПа (6 кгс/см2) до 1,2 МПа (12 кгс/см2) (включительно) для природного газа и газовоздушных смесей и до 1,6 МПа (16 кгс/см2) для сжиженных углеводородных газов; газопроводы высокого давления II категории - при рабочем давлении газа свыше 0,3 МПа (3 кгс/см2) до 0,6 МПа (6 кгс/см2); газопроводы среднего давления - при рабочем давлении газа свыше 0,005 МПа (0,05 кгс/см2) до 0,3 МПа (3 кгс/см2); газопроводы низкого давления - при рабочем давлении газа до 0,005 МПа (0,05 кгс/см2) (включительно).

Правовая позиция по отнесению газопроводов к недвижимым вещам

Указание о том, что газопроводы относятся к недвижимым вещам, имеет место в следующих правовых актах: Инструкция о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов <*>. В пункте 2 этого документа в качестве цели его принятия указывается решение вопросов, связанных с проведением государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного субъекта РФ, а также сделок с указанными объектами недвижимого имущества. При этом в качестве упомянутых объектов недвижимого имущества в этом же пункте называются, в частности, газопроводы; -------------------------------- <*> Утверждена Приказом Министерства юстиции РФ, Министерства имущественных отношений РФ, Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной службы земельного кадастра России от 3 июля 2000 г. N 193/17/2/169.

Указ Президента РФ от 5 мая 1999 г. N 544 "Об обеспечении надежного функционирования Единой системы газоснабжения при осуществлении ОАО "Газпром" мер по совершенствованию своей структуры" (п. 2). На Министерство юстиции РФ возлагается обязанность по обеспечению государственной регистрации права собственности ОАО "Газпром" на объекты недвижимости, входящие в Единую систему газоснабжения. В качестве указанных объектов недвижимости в этом же пункте называются, в частности, магистральные газопроводы; Порядок составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения РФ, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям <*>. В качестве цели принятия данного документа в п. 1.2 предусматривается установление единообразия при технической инвентаризации и описании объектов недвижимости в целях государственной регистрации права собственности ОАО "Газпром" и его дочерних организаций на них. В качестве таких объектов недвижимости данный документ признает, в частности, газопроводы. -------------------------------- <*> Утвержден Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 декабря 2000 г. N 308.

Важно отметить, что распространение силы указанных выше правовых актов в отношении газопроводов, находящихся на территории РФ и не принадлежащих на праве собственности ОАО "Газпром" и его дочерним организациям, носит спорный характер. Однако надо признать ненормальной ситуацию, когда государство, установившее признание газопроводов, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям, недвижимым имуществом, допустит в гражданский оборот газопроводы, принадлежащие иным лицам, но признаваемые движимым имуществом. В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Отдельные специалисты считают, что формулировка "в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения", используемая данной статьей ГК РФ, означает установление законом примерного перечня конкретных недвижимых вещей в составе группы объектов недвижимого имущества под названием "и все, что прочно связано с землей" <*>. Иными словами, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения автоматически признаются недвижимыми вещами, т. е. в отношении вещей, отнесенных, например, к сооружениям, не надо выяснять, есть ли у них прочная связь с землей, отсутствует ли возможность их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению. Эти вещи, поскольку они являются сооружениями, признаются недвижимыми. Следовательно, если газопровод относится к сооружению, он автоматически признается недвижимой вещью. -------------------------------- <*> На мой взгляд, представляются наиболее удачными формулировки определения понятия недвижимой вещи, содержащиеся: 1) в ранее действовавших Основах гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г.: "К недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно с ними связано, как-то: здания, сооружения..." (п. 2 ст. 4); 2) в действующем Гражданском кодексе Республики Казахстан: "К недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания и сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей..." (п. 1 ст. 117).

Следует отметить, что о таком толковании нормы права, предусмотренной ст. 130 ГК РФ, могут свидетельствовать формулировки "сооружение и иное недвижимое имущество", "объект недвижимого имущества (земельный участок, здание, сооружение, жилое или нежилое помещение)", предусмотренные в действующем законодательстве РФ. О таком толковании может свидетельствовать отнесение ст. 130 ГК РФ к объектам, которые прочно связаны с землей, таких, как леса и многолетние насаждения. Представляется, что для признания этих объектов недвижимым имуществом не надо выяснять, есть ли у них прочная связь с землей, отсутствует ли возможность их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению. Эти вещи должны автоматически считаться недвижимыми. Кроме того, указанное выше толкование нормы права, предусмотренной ст. 130 ГК РФ, имеет место в судебных актах <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 3 февраля 2003 г. по делу N А62-1553/2001.

Помимо ГК РФ определение понятия "недвижимое имущество (недвижимые вещи, недвижимость)" содержится в ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": "Недвижимое имущество (недвижимость) - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы". Интерес в этом определении представляет собой отнесение к объектам, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, таких объектов, как жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Считаю, что в отношении этих объектов также не надо выявлять прочную связь с землей, они автоматически являются недвижимым имуществом. У этих объектов (жилые и нежилые помещения <*>, предприятия как имущественные комплексы) их "прочная связь с землей" имеет существенную особенность: она автоматически признается в отношении этих объектов. -------------------------------- <*> Так, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений" указано, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным.

Отдельные специалисты считают, что современный уровень развития науки и техники позволяет переместить без несоразмерного ущерба его назначению с одного места на другое практически любое здание и сооружение, и поэтому критерий "невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению" вообще неприменим в отношении таких объектов недвижимости, как здания и сооружения. Развитие строительной техники делает возможным перенесение с одного места на другое объектов, которые обычно считаются недвижимостью. Действующее законодательство РФ не дает определения понятию "сооружения". Есть лишь попытки дать определение этому понятию в юридической литературе. Некоторые авторы понимают под сооружением любой искусственно возведенный на земельном участке или под ним (под землей) самостоятельный объект, который фундаментально связан с земельным участком, используется (или может быть использован) по целевому назначению и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. В качестве одного из способов отнесения конкретной вещи к статусу сооружения специалисты предлагают использовать Общероссийский классификатор основных фондов <*>. Этот классификатор используется в РФ для указанной выше цели учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами <**>. Данный документ относит газопровод к сооружениям. -------------------------------- <*> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. <**> См.: Постановления ФАС Московского округа от 23 октября 2001 г. по делу N КГ-А40/5997-01; ФАС Дальневосточного округа от 10 февраля 2004 г. по делу N Ф03-А59/03-1/3722, от 3 июня 2003 г. по делу N Ф03-А73/03-1/1218; ФАС Северо-Западного округа от 28 марта 2003 г. по делу N А56-20324/02.

Указанный документ призван обеспечить информационную поддержку решения следующих задач: проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов; реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике; осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов; расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и др.; расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов. Несмотря на то что этот нормативный документ имеет свою область регулирования, очевидно, что содержащиеся в нем положения не могут быть проигнорированы ни законодателем, ни правоприменителем, ни правовой наукой. В качестве базовых документов для этого классификатора выступили соответствующие международные классификаторы. Общероссийский классификатор основных фондов не может претендовать на роль общероссийского классификатора зданий и сооружений в целях отнесения их к недвижимым вещам в полном объеме. Безоговорочное использование Общероссийского классификатора основных фондов для целей определения, относится ли тот или иной конкретный объект к зданию и сооружению, может привести к тому, что передвижные домики производственного (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и пр.), которые согласно этому документу относятся к зданиям, будут признаваться недвижимым имуществом. Признание подобных объектов недвижимым имуществом, очевидно, не соответствует легальному определению понятия недвижимого имущества, предусмотренному действующим законодательством РФ. Кроме того, указание о признании газопровода сооружением имеет место также в указанных выше Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов (п. 2), Порядке составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения РФ, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям (п. 2.3). Данное обстоятельство подтверждается также судебной практикой <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановления ФАС Уральского круга от 17 марта 2004 г. по делу N Ф09-610/04-ГК; от 1 октября 2003 г. по делу N Ф09-2767/03-ГК.

Так, согласно мотивировочной части Постановления ФАС Московского округа от 23 октября 2001 г. по делу N КГ-А40/5997-01 "довод заявителя о том, что асфальтовое покрытие и железобетонное ограждение не подпадают под понятие недвижимости, не может быть принят во внимание, т. к. согласно Общероссийскому классификатору основных фондов эти объекты относятся к сооружениям и в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ являются недвижимым имуществом". С позиции других специалистов, для определения правового статуса такого рода вещей необходимо выяснить, есть ли у них прочная связь с землей, а именно - установить наличие либо отсутствие возможности их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению. Они считают, что формулировка "в том числе... сооружения" в ст. 130 ГК РФ не означает, что сооружения автоматически признаются недвижимыми вещами, т. е. в отношении вещей, отнесенных к сооружениям, обязательно надо выявить наличие либо отсутствие прочной связи с землей. Иными словами, если будет установлено, что существует возможность перемещения без несоразмерного причинения ущерба назначению, т. е. у этого имущества отсутствует прочная связь с землей, этот газопровод признается движимым имуществом, права на него и сделки с ним не подлежат государственной регистрации. Следовательно, если будет установлено, что в отношении конкретного газопровода не существует возможности его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению, т. е. у этого имущества имеется прочная связь с землей, этот газопровод признается недвижимым имуществом, права на него и сделки с ним подлежат государственной регистрации. Имеется правоприменительная практика, состоящая в том, что газопроводы признаются недвижимыми вещами, а права на них и сделки с ними подлежат государственной регистрации <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 2 августа 2001 г. по делу N А82-220/2000-Г/1; ФАС Уральского округа от 2 сентября 2003 г. по делу N Ф09-2368/03-ГК; ФАС Поволжского округа от 7 февраля 2001 г. по делу N А55-10442/00-15.

Правовая позиция об отнесении газопроводов к недвижимым вещам в правоприменительной практике не пользуется большой популярностью, поскольку влечет для заинтересованных участников гражданского оборота возникновение дополнительных затрат, а именно: расходы на оформление технических паспортов в БТИ; землеустроительного дела; постановку земельных участков на кадастровый учет в кадастровой палате; государственную регистрацию права собственности на газопровод в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственную регистрацию права собственности на земельные участки, на которых находятся газопроводы, или договора аренды земельных участков; расходы на государственную регистрацию обременений, ограничений, перехода в отношении газопроводов, сделок с ними; расходы по уплате земельного налога либо арендной платы по договору аренды земельного участка, на котором располагается газопровод; расходы на проведение внеочередных и очередных технических инвентаризаций в БТИ.

Правовая позиция по отнесению газопроводов к движимым вещам

В связи с тем что действующее законодательство РФ не дает однозначного и четкого ответа по рассматриваемой проблеме, следует отметить, что подход по отнесению газопроводов к движимым вещам имеет право на свое существование. Правовая позиция по отнесению газопроводов к движимому имуществу может быть основана на мнении некоторых специалистов по толкованию норм права, предусмотренных действующим законодательством РФ, и сложившегося отдельного направления судебной практики, состоящих в том, что для определения правового статуса такого рода вещей необходимо обязательно выяснять, есть ли у них прочная связь с землей, а именно - установить наличие либо отсутствие возможности их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению. Для отнесения газопроводов к движимому имуществу необходимо получить доказательства того, что существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению, у этого имущества отсутствует прочная связь с землей. В связи с тем что на сегодняшний день законодательство РФ не дает ответа на вопрос, кто и каким образом в отношении конкретного объекта (в частности, газопровода) должен определять невозможность либо возможность перемещения без несоразмерного для него ущерба, т. е. представляет ли этот объект собой недвижимость либо движимость, возникает ситуация, когда заинтересованному лицу предоставляется свобода выбора в использовании любых доказательств в подтверждение позиции об отсутствии у данного объекта прочной связи с землей. В связи с этим заинтересованным участникам гражданского оборота, придерживающимся данной правовой позиции, рекомендуется получить письменные доказательства того, что конкретный газопровод и аналогичные ему газопроводы к недвижимому имуществу не относятся, например: переписку с учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения этого газопровода, в том числе надо получить отказ от государственной регистрации прав на данный газопровод и сделок с ним на основании того, что данный объект не является недвижимым имуществом, поскольку имеется возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению; переписку с БТИ по месту нахождения этого газопровода, справки от этой организации, в том числе надо получить отказ от оформления технических паспортов на этот газопровод на основании того, что данный объект не является недвижимым имуществом, поскольку имеется возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению; переписку с иными государственными органами (например, Министерством юстиции РФ или его территориальными органами, Госстроем России или его территориальными органами), справки, разъяснения от этих органов о наличии возможности перемещения этого газопровода без несоразмерного ущерба его назначению и отнесении его к движимому имуществу; экспертные заключения от известных юридических, строительных и иных соответствующих организаций (в том числе институтов), в которых в качестве выводов будут содержаться положения, подтверждающие указанные выше обстоятельства; судебные акты, в мотивировочной части которых содержатся положения, подтверждающие позицию по отнесению газопроводов к движимому имуществу (например, судебный акт, согласно которому будет отказано в обжаловании действий учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по отказу в государственной регистрации прав на газопровод и сделок с ним, на основании того, что данный объект не является недвижимым имуществом, поскольку имеется возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению). Использование заинтересованными участниками гражданского оборота правовой позиции об отнесении газопроводов к движимым вещам может привести к следующим для компании негативным последствиям: расходы на получение доказательств того, что существует возможность перемещения газопровода без несоразмерного причинения ущерба его назначению, у этого имущества отсутствует прочная связь с землей; риски утраты прав на газопроводы; риски по признанию сделок с газопроводами недействительными; неопределенность в отношениях с собственником земельного участка, на котором находится газопровод; риск предъявления собственником этого земельного участка иска, состоящего в требовании об устранении нарушений со стороны компании, связанного с незаконным нахождением газопровода компании на этом земельном участке или иска о взыскании с компании неосновательного обогащения по тому же основанию.

Название документа