За несвоевременное освежение запасов государственного резерва ответственные хранители уплачивают штраф в соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей. Какая стоимость (рыночная или учетная) указанных материальных ценностей используется при исчислении штрафа? Может ли рыночная стоимость указанных материальных ценностей быть оценена по прайс-листу (прейскуранту) организаций, торгующих вновь изготовленными аналогичными материальными ценностями?

Ответ: Для расчета суммы штрафа за несвоевременное освежение запасов государственного резерва правомерно применять рыночную стоимость материальных ценностей государственного резерва, установленную профессиональным оценщиком.

При определении рыночной стоимости материальных ценностей государственного резерва неправомерно оценивать их по прайс-листу (прейскуранту) организаций, торгующих вновь изготовленными аналогичными материальными ценностями.

Обоснование: Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон N 79-ФЗ) организациям, входящим в систему государственного резерва, вменяется в обязанность своевременное освежение, замена, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами (п. 4 ст. 11 Закона N 79-ФЗ).

Освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей (ст. 2 Закона N 79-ФЗ).

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 79-ФЗ в случаях несвоевременного освежения запасов государственного резерва ответственные хранители уплачивают штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей.

В силу ст. 6 Гражданского кодекса РФ и п. 10 Правил погашения юридическими лицами задолженности по заимствованным и (или) самовольно израсходованным на 1 января 2001 г. материальным ценностям государственного материального резерва, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 791, сумма штрафа устанавливается исходя из средних рыночных цен на товары, аналогичные заимствованным и (или) самовольно израсходованным материальным ценностям государственного материального резерва.

Доводы о том, что при определении рыночной стоимости должны быть применены цены на материалы, указанные в прайс-листах организаций, торгующих вновь изготовленными аналогичными материалами, не могут быть признаны надлежащим доказательством рыночной цены материальных ценностей, заложенных в государственный резерв. Товарно-материальные ценности, заложенные в государственный резерв в прошлые годы, не могут быть оценены как новые материальные ценности, поскольку при хранении они подвергаются естественным процессам старения в течение установленного срока хранения, а также в связи с истечением срока годности некоторых материальных ценностей. Аналогичные выводы содержит Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 N 09АП-15896/2008-ГК по делу N А40-461/08-ИП-37"С".

Таким образом, при исчислении штрафа за несвоевременное освежение запасов государственного резерва рыночная стоимость материальных ценностей государственного резерва не может быть оценена по прайс-листу (прейскуранту) организаций, торгующих вновь изготовленными аналогичными материальными ценностями.

Профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной стоимости, регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете оценщика, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

На основании изложенного рыночная стоимость материальных ценностей для исчисления штрафа за несвоевременное освежение запасов государственного резерва может определяться на основании отчета оценщика, подготовленного в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ.

Данный вывод можно сделать из содержания Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу N А56-8165/2009 (Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2009 по делу N А56-8165/2009 данное Постановление оставлено без изменения): суд первой инстанции взял за основу для определения размера штрафных санкций стоимость материальных ценностей, определенную независимым оценщиком.

С. М.Дмитричева

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

31.01.2014