Могут ли нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты (производящие выплаты физическим лицам) в целях регистрации и (или) снятия с регистрационного учета в органах Пенсионного фонда РФ в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию направлять в органы Пенсионного фонда РФ необходимые документы в электронной форме? Определен ли порядок регистрации и снятия с регистрационного учета нотариусов и адвокатов в качестве страхователей с использованием электронных документов?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются в том числе физические лица.

В ст. 11 Закона N 167-ФЗ определен порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Абзацем 5 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ установлено, что регистрации в органах ПФР в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию подлежат физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В силу п. 3 ст. 11 Закона N 167-ФЗ порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в абз. 3 - 5 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ, устанавливается страховщиком.

Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 5 Закона N 167-ФЗ является Пенсионный фонд РФ.

В целях реализации указанных положений Закона N 167-ФЗ Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п утвержден Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Порядок N 296п).

В настоящее время Порядком N 296п не предусмотрено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты (производящие выплаты физическим лицам) в целях регистрации и (или) снятия с регистрационного учета в органах Пенсионного фонда РФ в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию могут направлять органам ПФР необходимые документы в электронной форме.

Однако согласно пп. "в" п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" п. 3 ст. 11 Закона N 167-ФЗ после слов "регистрационного учета" дополнен словами ", в том числе с использованием электронных документов,".

В соответствии со ст. 29 Федерального закона N 227-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Таким образом, с учетом положений пп. "в" п. 1 ст. 14 Федерального закона N 227-ФЗ с 1 января 2011 г. предусматривается возможность регистрации и снятия с регистрационного учета, в том числе с использованием электронных документов, в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам. При этом порядок такой регистрации (с использованием электронных документов) с 1 января 2011 г. должен быть определен Пенсионным фондом РФ.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

29.09.2010