Налоговым органом была проведена проверка организации по вопросу соблюдения налогового законодательства. В ходе проверки было установлено, что организацией при оформлении платежного поручения для уплаты НДФЛ был неверно указан ИНН плательщика, но налог был перечислен в бюджет. При обнаружении ошибки организация обратилась в налоговый орган с заявлением о допущенной ошибке. Однако налоговым органом данный платеж учтен не был

Налоговый орган вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

Является ли правомерным решение налогового органа?

Ответ: Решение налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в случае неверного указания ИНН налогоплательщика в платежном документе на перечисление налога в бюджет является неправомерным.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Пунктом 3 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В п. 4 ст. 45 НК РФ перечислены случаи, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной.

В рассматриваемой ситуации организацией был неправильно указан ИНН плательщика налога, а такой случай, с учетом п. 4 ст. 45 НК РФ, не предусмотрен в качестве основания для признания налога неуплаченным. Таким образом, перечисленные денежные средства должны быть зачислены в бюджетную систему на соответствующий счет.

Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

При обнаружении ошибки в платежном поручении организация подала заявление в налоговый орган об уточнении платежа, однако решение о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом было вынесено.

Так, в своем Постановлении ФАС Центрального округа от 06.08.2009 N А54-5560/2008-С2 пришел к выводу о том, что подача заявления об уточнении платежей возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Исходя из вышеперечисленных норм допущенная ошибка в оформлении платежных документов не повлекла неперечисление налога в бюджет, в связи с чем оснований для повторного взыскания налога с организации налоговым органом не имеется.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 18.10.2007 N КА-А40/10780-07.

Таким образом, решение налогового органа является неправомерным.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.09.2010