Особенности банкротства организаций, имеющих важное социально-экономическое значение
(Кириллов А. В.) ("Банковское право", 2005, N 3) Текст документаОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ ВАЖНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
А. В. КИРИЛЛОВ
Кириллов А. В., аспирант Сибирского отделения РАН.
Банкротство должников является неотъемлемой частью имущественного оборота. В результате банкротства юридических лиц происходит перераспределение собственности, имущество переходит из одних рук в другие. I. Этот переход имущества и средств предполагает, что новые владельцы смогут его использовать более эффективно и рационально для повышения эффективности производства и получения необходимой прибыли. Более удачливые и предприимчивые предприниматели, более сильные организации, способные воспользоваться вновь приобретенным имуществом наиболее оптимальным способом, получают в свое распоряжение средства, которыми не смогли воспользоваться эффективным образом другие участники рынка. Новые собственники получают посредством банкротства юридических лиц возможность пустить освободившиеся активы не только в новое производство, но и при необходимости изменить направление деятельности, что в обязательном порядке должно привести к оживлению производства. II. Банкротство - это не зло, а насущная необходимость с экономической и социальной точки зрения в деятельности любого промышленного объекта с целью его расширения и воспроизводства. Освобожденные средства, полученные в результате банкротства одного юридического лица, никуда не исчезают. Они лишь видоизменяются и приобретают качественно новые формы. Именно с этой точки зрения банкротство является непременным атрибутом любой рыночной экономики. Банкротство - это во многом для производства и всех участников производственного процесса благо, так как оно высвобождает "застывшие" средства и дает им качественно новое выражение в руках более предприимчивых участников рыночной сферы хозяйства. Само существование возможности попасть в процесс банкротства заставляет юридические лица более правильно расходовать свои средства, модернизировать производство, искать новые сферы рынка сбыта, повышать качество продукции. Именно действуя на рынке таким образом, юридическое лицо может быть уверено, что его продукция или услуги всегда будут пользоваться спросом, а следовательно, такому лицу менее всего будет грозить возможность банкротства. Само существование института несостоятельности стимулирует участников рынка к добросовестным действиям, в результате чего любой знает, что если он не будет производить вовремя и правильно расчеты со своими контрагентами, то в отношении его может быть начата процедура банкротства. Возможность потери бизнеса заставляет любого участника рыночной экономики вести свои дела добросовестно и эффективно. Банкротство позволяет закрыть нерентабельные и устаревшие производства, способствуя продвижению на рынке более рентабельных и модернизированных предприятий. Таким образом, процесс банкротства, как правило, способствует перераспределению имущества между юридическими лицами с целью нормализации экономики и повышения эффективности производительности сил и производственных отношений. Однако у любого правила есть свои исключения. Существуют и такие организации, признание которых банкротами может негативно сказаться на экономике страны, ее безопасности или затронуть негативным образом иные существенные стороны жизни государства и его населения. Закон о банкротстве подходит к сфере регулирования вопросов банкротства юридических лиц последовательно и системно, он закрепляет общие положения о банкротстве должников. Вместе с тем закон сталкивается с такими случаями, когда обычный подход, использующийся при применении норм, регулирующих сферу банкротства юридических лиц, не всегда целесообразен для отдельных категорий должников и не может урегулировать вопросы банкротства в рамках существующего законодательства, не нарушив общего смысла восстановительных процедур и их предназначения, не говоря уже о социальных и иных аспектах общественной и государственной жизни. "Специфика положения или деятельности некоторых юридических лиц диктует необходимость применения некоторых особых правил регулирования их создания, деятельности и ликвидации, в том числе и в результате признания несостоятельными. Специальные нормы необходимы для обеспечения защиты интересов как должника, так и кредиторов, поскольку общие нормы в силу особенностей должников отдельных категорий не могут в достаточной степени обеспечить соблюдение баланса интересов участников производства по делу о несостоятельности (что ярко проявилось за пять лет действия Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который предъявил ко всем должникам одинаковые требования)" <*>. -------------------------------- <*> Телюкина М. В. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998. С. 232.
Именно поэтому Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" включает в себя главу VIII "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц", где предусмотрены отдельные положения, касающиеся особенного регулирования вопросов банкротства тех категорий должников, для которых такое регулирование необходимо. В соответствии с этим Законом выделены следующие категории должников - юридических лиц, для которых предусмотрены особенности регулирования процессов их несостоятельности: - градообразующие организации; - сельскохозяйственные организации; - страховые организации; - кредитные организации; - профессиональные участники рынка ценных бумаг. Кроме того, специальным Законом была выделена еще одна категория должников, к которым применяются особенности регулирования процессов их банкротства, а именно: - организации, являющиеся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса <*>. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов топливно-энергетического комплекса" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3179.
Вдобавок к сказанному необходимо отметить, что регулирование банкротства кредитных организаций осуществляется дополнительно специальным Законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" 1999 г. "Цели выделения указанных категорий не всегда совпадают. В одном случае законодатель стремится предоставить дополнительные гарантии сохранения существования юридического лица - должника (так, при банкротстве градообразующих организаций с учетом жизненных интересов жителей соответствующего населенного пункта для этой цели используются возможности органов местного самоуправления), в других - защищаются особым образом интересы соответствующей отрасли экономики" <*>. -------------------------------- <*> Брагинский М. И. Комментарий к Закону о несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика. 1998. N 4. С. 15.
Поэтому юридические лица, в отношении которых действуют специальные правила о банкротстве, учитывающие их особенности, как предлагает В. В. Витрянский, условно можно разделить на две группы: - должники, к которым применяются специальные нормы, содержащиеся непосредственно в Законе о банкротстве; - должники, особый режим банкротства которых регулируется отдельными федеральными законами <*>. -------------------------------- <*> Витрянский В. В. Особенности банкротства отдельных категорий должников. Российско-британский семинар судей по вопросам банкротства // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 116.
Помимо всех вышеперечисленных организаций, а также иных категорий юридических лиц, к которым применяются особенности несостоятельности, имеются и такие организации, на которые не обратил должного внимания российский законодатель. Речь идет об организациях, которые не относятся к предприятиям оборонно-промышленного комплекса и не подпадают под понятие градообразующих организаций, однако имеют не меньшее социально-экономическое значение. В крупных городах часто присутствует некоторое количество организаций, которые по численности работников не подпадают под определение градообразующих. В то же время привлечение их к процедурам банкротства по общим правилам может нарушить обычный ритм их деятельности, что может привести к негативным последствиям для населения и экономики региона. К таким организациям, например, можно отнести транспортные предприятия, ремонтные, строительные и другие предприятия так называемой сферы обслуживания основного производства. Подобные организации могут как являться, так и не являться субъектами естественных монополий. Поэтому, даже если законодатель предусмотрит особенности несостоятельности иных субъектов естественных монополий (не только организаций топливно-энергетического комплекса), многие вышеуказанные предприятия все равно окажутся за пределами особенностей регулирования их банкротства. Например, приостановление деятельности части транспорта может привести к тому, что население города или определенной местности не сможет передвигаться в обычном ритме. Население не сможет вовремя прибыть на работу и после рабочего дня домой. Не нужно много говорить о приостановке транспорта в суровых зимних условиях, что может приводить к серьезным социальным последствиям. Как следствие - это может отразиться и на экономическом состоянии региона или местности, так как социальный фактор почти всегда взаимосвязан с экономическим аспектом и одно почти всегда влияет на другое. Очевидно, что такие организации ввиду своей специфики функционирования и значимости не должны подвергаться обычным правилам банкротства. Подобные организации, имеющие социально-экономическое значение, могут встречаться и в иной деятельности. Следует отметить, что подобных организаций, имеющих большое социальное и экономическое значение, достаточно много, и законодатель должен для них предусмотреть особенности регулирования банкротства, так как степень их важности часто сопоставима со значением градообразующих и иных организаций, к которым законодатель применяет особенности несостоятельности. В пользу необходимости выделения в отдельную группу должников организаций, имеющих социальное и экономическое значение, требующих особенностей регулирования их несостоятельности, говорит и принятое распоряжение Правительства РФ N 1100-р "О контроле за проведением процедур банкротства организаций, имеющих особое значение" <*>. -------------------------------- <*> Распоряжение Правительства РФ N 1100-р от 10 июля 1999 г. "О контроле за проведением процедур банкротства организаций, имеющих особое значение" // Российская газета. 1999. 20 июля.
Данное распоряжение было принято с целью обеспечения государственных интересов при проведении процедур банкротства в отношении крупных, экономически или социально значимых организаций, а также организаций, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности. Принятое распоряжение обеспечивает особый контроль за деятельностью крупных, экономически или социально значимых организаций, а также организаций, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности, и предусматривает рычаги воздействия на процесс управления деятельностью таких организаций при проведении процедур банкротства. Однако данный контроль не обеспечивает защиту от возможности вовлечения в процессы несостоятельности таких организаций без всяких аргументов их неплатежеспособности и должен быть дополнен особенностями проведения в отношении их банкротства, так как к ним требуется иной подход с точки зрения их несостоятельности. Конечно, трудно разработать исчерпывающий перечень критерия отнесения определенных организаций к организациям, имеющим важное социальное и экономическое значение. Однако, на наш взгляд, это и не нужно. Органы местного самоуправления должны сами определять организации, которые являются социально и экономически значимыми для своего региона. Такие организации должны быть внесены в реестр и подвергаться постоянному учету. Таким образом, законодатель должен уделить специальное внимание иным организациям, которые имеют важное социально-экономическое значение, и урегулировать для них правоотношения, предусматривающие особенности банкротства, исходя из особой значимости таких организаций для населения, местности или региона.
Название документа