Особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) естественных монополий
(Ткачев В. Н.) ("Законодательство и экономика", 2005, N 4) Текст документаОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
В. Н. ТКАЧЕВ
Ткачев В. Н., кандидат юридических наук, доцент.
Необходимость установления на законодательном уровне специальных правил, регулирующих особенности банкротства субъектов естественных монополий, диктуется их особым положением среди участников имущественного оборота: субъекты естественных монополий действуют в тех сферах товарного рынка, где отсутствует конкуренция товаропроизводителей, и в этом смысле они являются незаменимыми. Применение к ним "общей мерки" банкротства наравне с другими участниками имущественного оборота, в том числе в части критериев и признаков несостоятельности, может привести к катастрофическим последствиям. Принятие законодательного акта об особенностях банкротства субъектов естественных монополий предусматривалось еще семь лет назад - в ст. 189 ранее действовавшего Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 21 марта 2002 г., с изм. от 1 октября 2002 г.) <*>, в соответствии с которой предполагалось внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 29 июня 2004 г.) <**>, (далее - Закон о естественных монополиях). Однако изменения в данный нормативный правовой акт законодателем так и не были внесены. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222. <**> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3429; 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 168; N 13. Ст. 1181; 2004. N 27. Ст. 2711.
В отношении банкротства субъектов естественной монополии топливно-энергетического комплекса был принят специальный Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <1> (далее - Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК). Центральное место среди нормативных правовых актов, регулирующих конкурсные отношения, занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 31 декабря 2004 г.) <2>, вступивший в силу 3 декабря 2002 г. (далее - Закон о банкротстве). Необходимо учитывать также положения ряда других федеральных законов, применяющихся в сфере естественных монополий, а именно: от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 2 ноября 2004 г.) <3>, от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (в ред. от 22 августа 2004 г.) <4>, от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 7 июля 2003 г.) <5>, от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 22 августа 2004 г.) <6> и др. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179. <2> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18; N 1 (ч. I). Ст. 46. <3> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895; N 52 (ч. II). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377. <4> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697; 2003. N 28. Ст. 2895; 2004. N 35. Ст. 3607. <5> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169; 2003. N 28. Ст. 2884. <6> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177; 2004. N 35. Ст. 3607.
На момент принятия действующего Закона о банкротстве (26 октября 2002 г.) предполагалось, что положения его ст. 197 - 201 § 6 "Банкротство субъектов естественных монополий" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" вступят в силу с 1 января 2005 г. (п. 1 ст. 231 Закона о банкротстве). Однако на основании ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в статьи 231 и 232 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <*> специальные правила о банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, вступившие в силу с 1 июля 1999 г., сохраняют свое действие до 1 июля 2009 г., когда признается утратившим силу Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК (п. 2 ст. 232 Закона о банкротстве). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 46.
В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Закон о банкротстве в п. 1 ст. 197 воспроизводит понятие субъекта естественной монополии, содержащееся в ст. 3 Закона о естественных монополиях. К субъектам естественной монополии относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, т. е. на основании ст. 4 Закона о естественных монополиях осуществляющие деятельность в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии. Перечень сфер естественных монополий носит исчерпывающий характер, а хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в перечисленных сферах, включаются в соответствующие реестры <*>. Соответственно положения Закона о банкротстве распространяются только на те субъекты естественных монополий, которые включены в реестры. -------------------------------- <*> См., например: Положение о Реестре субъектов естественных монополий в области связи, утв. Приказом МАП РФ от 15 ноября 2001 г. N 1184 // Российская газета. 2002. 30 января.
Закон о банкротстве учитывает социально-экономическую значимость субъектов естественных монополий, а также особенности их правового статуса. Эти особенности связаны с государственным регулированием цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, контролем над инвестициями и крупными сделками, запретом на произвольное прекращение или ограничение их деятельности. Вместе с тем Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК выходит за рамки круга субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, определенные им в ст. 3 и 4, и распространяет свое действие на другие организации топливно-энергетического комплекса при условии, что их основная деятельность связана с производством электрической, тепловой энергии и добычей природного газа, а сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг, производимых при осуществлении такой деятельности, превышает 70% от общей суммы выручки. Другое обязательное условие - наличие у этих организаций имущества, обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами (так называемый единый производственно-технологический комплекс). В то же время на основании п. 3 ст. 1 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции. Основные особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК, предусмотренные Законом и имеющие значение для судебной арбитражной практики по разрешению соответствующих споров, касаются критериев и признаков банкротства, требований к арбитражным управляющим, оснований возбуждения дел о банкротстве должников и порядка их рассмотрения, порядка проведения процедур несостоятельности. Следует также подчеркнуть, что установленные Законом об особенностях банкротства субъектов ТЭК специальные правила, регламентирующие указанные особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий, имеют приоритет перед соответствующими нормами Закона о банкротстве, который подлежит применению в субсидиарном порядке. Закон о банкротстве (п. 2 ст. 197) устанавливает особые внешние признаки банкротства субъекта естественной монополии: неисполнение денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет в течение 6 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Пункт 3 ст. 197 Закона о банкротстве устанавливает особые основания для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественной монополии. Во-первых, требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии должны составлять в совокупности не менее 500 тыс. руб. Во-вторых, требования кредиторов должны быть подтверждены исполнительным документом и, в-третьих, не удовлетворены в полном объеме за счет реализации имущества кредиторов первой и второй очереди. В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 22 августа 2004 г.) <*> установлены три очередности имущества должника-организации, которое может быть арестовано и реализовано. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591; N 35. Ст. 3607.
В первую очередь арест налагается на имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства, находящиеся на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и пр.); во вторую очередь - на готовую продукцию, а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем; в третью очередь - на объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве. Особенностью при рассмотрении дела о банкротстве должника - субъекта естественной монополии является то, что на основании п. 1 ст. 198 Закона о банкротстве в деле участвует соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в отношении субъекта естественной монополии. Для контроля за субъектами естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (органы регулирования естественных монополий). Таким органом до недавнего времени являлась Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации, функции которой определены Указом Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. N 1194 "О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации" (в ред. от 29 ноября 2004 г.) <*> (далее - ФЭК России). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4770; 1997. N 28. Ст. 3422; 2001. N 37. Ст. 3670; 2003. N 32. Ст. 3171; N 49. Ст. 4887.
В настоящее время в соответствии с п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 20 мая 2004 г.) <*> и положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 1 декабря 2004 г.) <**> ФЭК России преобразована в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России), которой переданы функции по установлению тарифов упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, ранее выполняемые ФЭК России, переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, а функции по контролю и надзору - Федеральной антимонопольной службе. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023. <**> СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023; N 31. Ст. 3234; N 38. Ст. 3775; N 42. Ст. 4107; N 47. Ст. 4635; N 49. Ст. 4889.
Статус и полномочия ФСТ России определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 г. N 204 "Вопросы Федеральной службы по тарифам" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) <*>. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1496; 2005. N 7. Ст. 560.
Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации. Основными функциями Федеральной службы по тарифам являются: а) определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов): - в электроэнергетике; - в газовой отрасли; - в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; - на железнодорожном транспорте; - в сфере услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов; - в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи; - в отношении продукции ядерно-топливного цикла; - в отношении продукции оборонного назначения и т. д.; б) рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями. В свою очередь в п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 <*> (далее - Положение) указывается, что Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий и функции по определению (установлению) цен (тарифов). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.
На основании п. 5 Положения к полномочиям ФСТ России в том числе относится: - установление перечня работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии на железнодорожном транспорте в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); - формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); - применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и об электроэнергетике, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов). На основании п. 6 Положения ФСТ России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных федеральным законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); устанавливать предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов для населения с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей; направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); рассматривать дела о нарушениях федерального законодательства о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов), и принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения федерального законодательства о естественных монополиях; требовать от субъектов естественных монополий, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления функций, предусмотренных федеральным законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); устанавливать порядок и сроки представления субъектами естественных монополий текущих отчетов о своей деятельности для определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); беспрепятственно получать информацию о деятельности субъектов естественных монополий от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов естественных монополий по вопросам определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) и т. д. Органы регулирования естественных монополий вправе участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением Закона о естественных монополиях. В том числе они участвуют в делах о банкротстве субъектов естественных монополий и обладают правами, предусмотренными ст. 41 АПК РФ. Важно отметить, что данные органы признаются участвующими в деле в силу прямого указания Закона о банкротстве, т. е. суд не должен привлекать их для участия в процессе путем вынесения определения и, следовательно, не может отказать им в участии в делах о банкротстве субъектов естественных монополий. Одним из методов государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (например, в соответствии с нормами Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред. от 30 декабря 2004 г.) <*>. Учитывая, что такой порядок государственного регулирования цен в принципе может привести к неплатежеспособности субъектов естественных монополий, Закон о банкротстве в п. 1 ст. 199 предусматривает право субъекта естественной монополии оспаривать в судебном порядке акты органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые в условиях естественной монополии. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 37.
Это положение Закона о банкротстве не является принципиально новым. В качестве способа защиты гражданских прав ст. 12, 13 ГК РФ предусматривают признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В свою очередь, Закон о естественных монополиях в ст. 25 предусматривает, что субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий, в том числе в отношении установления (определения) цен на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий. Заявление о признании недействительным акта соответствующего государственного органа об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые или реализуемые в условиях естественной монополии (а не иск, как предусмотрено в п. 1 ст. 199 Закона о банкротстве), может быть подано субъектом естественной монополии в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой XXIV АПК РФ (ст. 197 - 201). Такое заявление может быть подано в арбитражный суд, если заявитель полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов и должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен арбитражным судом). Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц на основании п. 1 ст. 200 АПК РФ рассматриваются судьей единолично в срок не более двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. Решения арбитражного суда по таким делам подлежат немедленному исполнению, если иной срок не установлен в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта указанный акт не подлежит применению (п. 7, 8 ст. 201 АПК РФ). Обращение должника - субъекта естественной монополии в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта государственного органа, определяющего цены (тарифы) на товары, работы или услуги, производимые (выполняемые, оказываемые) или реализуемые в условиях естественной монополии, при условии, что такое обращение в арбитражный суд имело место до возбуждения дела о банкротстве в отношении указанного должника, в соответствии с п. 1 ст. 199 Закона о банкротстве может служить основанием для приостановления производства по делу о банкротстве до момента вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным акта государственного органа об определении цен (тарифов). Определение арбитражного суда о приостановлении производства по делу о банкротстве в этом случае может быть вынесено по ходатайству самого должника - субъекта естественной монополии либо любого иного лица, участвующего в деле о банкротстве. Последствия приостановления производства по делу о банкротстве выражаются в том, что арбитражный суд лишает себя возможности (до возобновления производства по делу) принимать судебные акты о введении в отношении должника каких-либо процедур банкротства, а также определения об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения либо о прекращении производства по делу. Вместе с тем в этот период у арбитражного суда сохраняется возможность принимать иные судебные акты по делу о банкротстве, а у арбитражного управляющего и других лиц, участвующих в деле, - совершать все необходимые действия, предусмотренные ст. 58 Закона о банкротстве. Признание арбитражным судом недействительным акта государственного органа об установлении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) должником - субъектом естественной монополии, может иметь еще и то последствие, что арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве такого должника, в этом случае вправе вынести решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом. Принятие такого решения возможно при условии, что причиной неплатежеспособности должника послужили именно заниженные цены (тарифы), определенные актом государственного органа, который признан недействительным. Статья 200 Закона о банкротстве предусматривает дополнительные обязанности внешнего управляющего при введении внешнего управления субъектом естественной монополии. Во-первых, если по общему правилу, закрепленному в ст. 102 Закона о банкротстве, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника, то при внешнем управлении субъектом естественной монополии внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника с потребителями, в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны субъекта естественной монополии. В данном случае речь идет о потребителях, обеспечивающих безопасность государства, стратегических предприятий и организаций, а также организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (государственные образовательные, медицинские учреждения, учреждения культуры и пр.). Нормативными правовыми актами, определяющими необходимость устойчивого снабжения таких потребителей товарами (работами, услугами) субъектов естественных монополий, являются: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1999 г. N 781 "Об обеспечении надежного энергоснабжения стратегических организаций" (в ред. от 29 мая 2002 г.) <*>, Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1999 г. N 395 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (в ред. от 29 мая 2002 г.) <**>, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении устойчивого газо - и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства". -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3730; 2002. N 15. Ст. 1431; N 23. Ст. 2171. <**> СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 1996; N 29. Ст. 3730; 2002. N 23. Ст. 2171.
Во-вторых, п. 2 ст. 200 Закона о банкротстве устанавливает запрет на отчуждение имущества должника, представляющего собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. В единый технологический комплекс входит имущество (движимое и недвижимое), непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, а также запасы сырья и материалов, используемых для исполнения договоров в качестве субъекта естественной монополии. Имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, реализуется в порядке, предусмотренном ст. 201 Закона о банкротстве. Следует отметить, что содержащееся в п. 2 ст. 200 Закона о банкротстве правило о том, что "внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии", страдает редакционной неточностью. Речь идет о запрете на отчуждение внешним управляющим отдельных видов имущества, входящего в единый технологический комплекс, т. е. части указанного комплекса. Такое понимание указанного правила корреспондирует норме, содержащейся в п. 1 ст. 201 Закона о банкротстве, которая допускает продажу единого технологического комплекса субъекта естественной монополии при условии выставления его на торги единым лотом. При продаже имущества должника - субъекта естественной монополии учитываются особенности осуществления деятельности в условиях естественной монополии. Поэтому законодательство о несостоятельности определяет особенности и порядок реализации имущества, которое непосредственно используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. В ст. 201 Закона о банкротстве речь идет именно об этом имуществе, поэтому под термином "имущество" понимается имущество, "непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии". Некоторые положения статьи ст. 201 Закона о банкротстве заимствованы из Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК, в ч. 1 ст. 20 которого предусмотрено, что продажа имущества должника осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса и имущество выставляется на торги единым лотом. Принимая во внимание императивную норму, согласно которой указанное имущество должника должно выставляться на торги только целиком, можно сделать вывод о том, что особенности продажи имущества должника, предусмотренные ст. 201 Закона о банкротстве, охватывают лишь те случаи, когда предметом продажи является единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. Поэтому нормы, содержащиеся в ст. 201 Закона о банкротстве, могут быть признаны специальными правилами по отношению к общим положениям о продаже предприятия должника (ст. 110 Закона о банкротстве). Обязательные условия конкурса, определенные ст. 201 Закона о банкротстве в качестве обязательных условий договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, не подлежат расширительному толкованию. По сути, речь идет о существенных условиях договора, перечень которых предусмотрен в п. 2 ст. 201 Закона о банкротстве. К их числу относятся следующие условия: 1) согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; 2) принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; 3) наличие у покупателя лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию. Существо и характер обязательных условий продажи единого технологического комплекса субъекта естественной монополии, а также сам факт наличия их перечня в ст. 201 Закона о банкротстве свидетельствуют о том, что продажа единого технологического комплекса должника - субъекта естественной монополии при его банкротстве может осуществляться только на условиях конкурса, а не путем проведения открытых торгов в форме аукциона, как это предусмотрено в отношении продажи предприятия других должников (п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве). Помимо договора купли-продажи имущества должника, федеральный орган исполнительной власти в сфере естественных монополий заключает с покупателем в соответствии с п. 2 ст. 201 Закона о банкротстве соглашение об исполнении условий конкурса. Назначение этого соглашения остается неясным, так как условия конкурса являются существенными условиями договора купли-продажи. В случае неисполнения покупателем существенных условий, перечисленных в п. 2 ст. 201 Закона о банкротстве, договор расторгается арбитражным судом по заявлению федерального органа исполнительной власти на основании ст. 450 ГК РФ. При этом покупателю возмещаются средства, потраченные на покупку имущества должника, а также вложенные инвестиции. Эти средства возмещаются за счет федерального бюджета. Имущество должника - субъекта естественной монополии подлежит передаче в федеральную собственность. Правила о последствиях расторжения договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии не учитывают, что причиной расторжения договора служит нарушение покупателем его обязательных условий. Представляется, что в такой ситуации не исключена возможность применения положения, содержащегося в п. 4 ст. 453 ГК РФ, согласно которому если основанием для расторжения договора послужило его существенное нарушение одной из сторон, другая сторона (в нашем случае - федеральный орган по регулированию естественных монополий) вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. При продаже имущества должника - субъекта естественной монополии учитывается общественная и социально-экономическая значимость деятельности субъектов естественных монополий. Исходя из этого законодатель закрепляет в п. 4, 5 ст. 201 Закона о банкротстве следующие права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Во-первых, уполномоченные органы, действующие от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеют право приостанавливать реализацию имущества в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений по восстановлению платежеспособности субъекта естественной монополии. Во-вторых, при продаже такого имущества Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования имеют право преимущественного приобретения такого имущества. Пункт 6 ст. 201 Закона о банкротстве допускает перепрофилирование или закрытие производства, осуществляемого в условиях естественной монополии, только в порядке, установленном федеральным законом. На сегодняшний день такой закон в Российской Федерации еще не принят, однако имеются иные нормативные правовые акты, посвященные данной тематике, среди которых можно отметить Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" (в ред. от 23 июля 2001 г.) <*>, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) <**>, которым одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2132; 2001. N 31. Ст. 3235. <**> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3032; 2005. N 7. Ст. 560.
Название документа