О некоторых формах взаимодействия экономических субъектов с органами публичной власти

(Ростовцева Н. В.) ("Законодательство и экономика", 2005, N 4) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ С ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Н. В. РОСТОВЦЕВА

Ростовцева Н. В., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Государственного университета - Высшей школы экономики.

Как известно, органы публичной власти осуществляют контроль и надзор за предпринимательской деятельностью экономических субъектов. Контрольные и надзорные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления закреплены в законах и положениях об их статусе. Так, Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов <*>. Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы <**>. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своей компетенции контролирует сферу охраны окружающей среды, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, а также другие функции <***>. -------------------------------- <*> Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506. <**> Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331. <***> Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401.

Следует отметить, что государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов производится на всех стадиях ее осуществления. Так, гражданским законодательством устанавливается требование государственной регистрации юридического лица (ст. 51 Гражданского кодекса РФ), индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Для отдельных видов деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О лицензировании отдельных видов деятельности", обязательным условием является получение специального разрешения (лицензии). В процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты должны: соблюдать налоговое законодательство, выполнять финансовые обязательства перед государством посредством уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов; вести бухгалтерскую и статистическую отчетность; соблюдать правила пожарной безопасности; выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц <*>; -------------------------------- <*> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями).

предъявлять обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и другие требования, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, основная форма взаимодействия бизнеса с органами публичной власти связана с необходимостью осуществления последними контрольных и надзорных функций. Вместе с тем субъектам экономической деятельности важно знать также, на какую помощь со стороны органов публичной власти они вправе рассчитывать; может ли власть помочь в решении проблем, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты в процессе осуществления предпринимательской деятельности; может ли бизнес оказывать влияние на принятие решений органами публичной власти? Эти и другие вопросы являются предметом исследования "Публичная власть и экономические субъекты: нормативная модель и реальные механизмы взаимодействия", проводимого при поддержке Московского общественного научного фонда. Одной из перспективных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов с органами государственной власти является получившая распространение в субъектах Федерации компенсация процентной ставки по кредитам. В условиях дороговизны кредитных ресурсов эта мера является достаточно действенным механизмом, призванным стимулировать предпринимательскую деятельность. Суммы компенсаций процентной ставки по кредитам, заложенные в региональном бюджете, предоставляются главным распорядителем бюджетных средств соответствующего субъекта Федерации хозяйствующему субъекту в виде субсидии в порядке, определяемом актами субъекта Федерации. Например, в Москве действует Положение о финансировании проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2002 года N 1063-ПП. В соответствии с Положением компенсация процентной ставки по кредитам, выданным субъектам малого предпринимательства, определяется как сумма, обеспечивающая банку компенсацию недополученных денежных средств при снижении процентной ставки до величины, рассчитанной по проекту субъекта малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства, претендующие на снижение процентной ставки по кредитам, предварительно направляют свои проекты непосредственно в банки, предоставляющие кредиты. При условии получения положительного решения банка на предоставление кредита субъект малого предпринимательства направляет в Комиссию правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства установленные Положением документы, которые подлежат экспертизе. При проведении экспертизы проверяется правильность и обоснованность расчетов, оценивается налоговая эффективность предоставляемой компенсации, а также экономическая и социальная эффективность реализуемого проекта (рентабельность, количество вновь создаваемых рабочих мест, производство социально значимой продукции, степень импортозамещения, участие в реализации проекта московских предприятий и т. д.). Положительное решение Комиссии является основанием для предоставления Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы субъекту малого предпринимательства субсидии в размере разницы между суммой процентов, подлежащих к уплате по установленной банком ставке, и суммой процентов, указанной в проекте субъекта малого предпринимательства. Другим способом поддержки хозяйствующего субъекта является предоставление ему инвестиционного налогового кредита. В соответствии с п. 1 ст. 66 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) инвестиционный налоговый кредит - это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии определенных оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов - налогу на прибыль (доход) организации. Между тем число региональных и местных налогов, по которым предоставляется указанный кредит, не ограничено. НК РФ устанавливает срок предоставления инвестиционного налогового кредита: минимальный срок - один год; максимальный - пять лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по одному из следующих оснований (ст. 67 НК РФ): проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите организация вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу. Одним из эффективных форм финансовой поддержки предпринимателей является предоставление государственного или муниципального обеспечения по обязательствам хозяйствующих субъектов за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно распространенным способом обеспечения исполнения обязательства является поручительство (государственная или муниципальная гарантия), в силу которого поручитель (гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому выдано поручительство (гарантия), обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Предоставление государственных и муниципальных гарантий привлекательно для инвесторов, однако рискованно для субъектов, их предоставляющих. В связи с этим гарантии предоставляются на конкурсной основе в порядке, установленном соответствующими законами субъектов Федерации (если гарантия предоставляется субъектом Федерации), актами органов местного самоуправления (при условии предоставления муниципальной гарантии). Например, в г. Тверь действует Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Тверь, утвержденное решением Тверской городской думы от 20 ноября 2001 г. N 149. В п. 5.3 Положения закреплено, что основанием для предоставления инвестору муниципальной гарантии г. Тверь является осуществление этим инвестором инвестиционного проекта, по которому получено положительное заключение администрации г. Тверь в соответствии с Порядком рассмотрения инвестиционных проектов субъектов инвестиционной деятельности. Указанный Порядок, в частности, предусматривает необходимость представления для рассмотрения в администрацию города (Комитет по промышленной политике и поддержке предпринимательства) ряда документов: письма-заявления на имя главы города; бизнес-плана, прошедшего независимую экспертизу; бухгалтерской отчетности; справки из налоговой инспекции о начисленных и уплаченных в бюджет города налоговых платежах в разрезе налогов и сборов за отчетный период и других документов. Еще одной формой взаимодействия бизнеса с органами власти является участие хозяйствующих субъектов в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных и муниципальных нужд. Поставка товаров для государственных нужд регулируется положениями гл. 30 ГК РФ. Наряду с ГК РФ действует специальное законодательство: Федеральные законы от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями и дополнениями), от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (с изменениями и дополнениями), от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (с изменениями и дополнениями), от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (с изменениями и дополнениями), от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и другие нормативные правовые акты. В соответствии со ст. 525 ГК РФ государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или ее субъектов, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. При этом под федеральными государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (п. 1 ст. 1 Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"). Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях: создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации; поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации; обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; реализации федеральных целевых программ. Потребности субъектов Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ, определяются органами государственной власти субъектов Федерации. Основанием осуществления поставки продукции для государственных нужд является государственный контракт, который заключается на основе государственного заказа. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика. Государственным заказчиком по договору поставки для государственных нужд может выступать федеральный орган исполнительной власти (по договору поставки продукции для федеральных государственных нужд), орган исполнительной власти субъекта (по договору поставки для региональных нужд). Поставщиками могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Основным способом размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд является проведение конкурса, который позволяет выявить поставщика, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Предприниматель, с которым заключен контракт на поставку продукции для государственных нужд, имеет определенные преимущества. Во-первых, поставки товаров для государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального (регионального) бюджета и внебюджетных источников, что обеспечивает предпринимателю надежную оплату продукции. Во-вторых, в целях стимулирования поставщиков им могут предоставляться социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для субъектов малого предпринимательства Правительство РФ органы исполнительной власти субъектов Федерации предусматривают резервирование определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Более того, при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд, отнесенных Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации к приоритетным, государственные заказчики обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции (ст. 14 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"). Хозяйствующие субъекты могут также выступать контрагентами по договорам поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, заключенным на основе муниципального заказа. Так, в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Сложившейся практикой стало финансирование органами власти организационных мероприятий по проведению выставок, конкурсов, семинаров, опросов, исследований. Большое значение для субъектов малого предпринимательства приобретают предусмотренные ст. 17 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" меры, направленные на производственно-технологическую поддержку. Речь идет прежде всего о комплексе мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры. Например, в г. Тверь индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям Тверским городским фондом поддержки малого предпринимательства предлагается программа бизнес-инкубирования - поддержка вновь образованных и молодых предприятий на начальной фазе их развития путем предоставления им помещения, оборудования, оргтехники, консультаций на актуальные темы, офисных услуг на льготной основе. Результатом являются жизнеспособные, прибыльные (безубыточные) малые предприятия, имеющие тенденцию к дальнейшему развитию. Для желающих создать бизнес-инкубатор предлагается пакет документов и консультации по созданию и функционированию бизнес-инкубатора на примере тверского. Фонд предоставляет субъектам малого предпринимательства информацию об инфраструктуре поддержки предпринимательства, финансовом и консалтинговом рынке Твери, о системе органов госконтроля предпринимательской деятельности города, о регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; оказывает консалтинговые услуги по бухгалтерскому учету и налогообложению, по бизнес-планированию, включая подготовку и экспертизу бизнес-планов и предоставление справочной литературы, и т. д. В настоящее время важным связующим звеном при взаимодействии хозяйствующих субъектов с органами государственной и муниципальной власти становятся ассоциации (союзы), объединяющие предпринимателей. Ассоциации образуются в целях координации предпринимательской деятельности их членов, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Участие в ассоциации дает возможность ее члену получать полезную информацию о возможных клиентах, деловых партнерах, современных методах управления организацией, добиться большей эффективности при обращении в органы государственной и муниципальной власти. Так, достаточно эффективной формой взаимодействия власти и бизнеса является участие представителей ассоциаций в координационных, экспертных, экономических советах, в межведомственных комиссиях при федеральных и региональных органах государственной власти. В рамках деятельности подобных советов представители бизнеса могут поставить свои проблемы, и общими усилиями может быть выработан механизм их решений, определены гарантии исполнения и сроки их реализации. В некоторых субъектах Федерации имеется позитивная практика привлечения органами государственной власти, осуществляющими контрольные и надзорные функции, представителей ассоциаций при проведении проверок хозяйствующих субъектов. В частности, Территориальное управление государственного автодорожного надзора по Тверской области регулярно проводит проверки хозяйствующих субъектов (осуществляющих свою деятельность с использованием автомобильного транспорта) с участием представителей ассоциаций и союзов автотранспортников ("Приоритета", "Русского ямщика", "Всероссийского общества автомобилистов", "Российского транспортного союза" и др.). Это позволяет повысить степень доверия к проверяющим органам, обеспечить открытость и гласность при проведении проверок. В заключение хотелось бы отметить, что нормы действующего законодательства позволяют органам публичной власти различными способами стимулировать предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов. Некоторые из них были проанализированы выше. Вместе с тем получение помощи от государства связано, как правило, с необходимостью представления субъектом экономической деятельности большого количества документов. При этом факт наличия необходимых документов еще не гарантирует принятие органом власти положительного решения. Это, несомненно, является сдерживающим фактором обращения хозяйствующих субъектов за содействием в органы публичной власти. А иногда и органы власти при всем их желании не имеют возможности оказать поддержку. Например, органы государственной власти субъектов Федерации, относящихся к числу дотационных из федерального бюджета, фактически не могут задействовать такую предусмотренную законодательством форму поддержки предпринимателя, как предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль, поскольку это приведет к сокращению нормативов отчислений от федеральных налогов, направляемых в бюджет субъекта Федерации.

Название документа