Имеет ли право государственное бюджетное учреждение - заказчик, которое проводит открытый аукцион на выполнение работ для государственных нужд, в документации об аукционе устанавливать одну форму (денежную) обеспечения исполнения контракта?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

На основании п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены.

Как установлено ч. 4 ст. 38 Закона N 94-ФЗ, в случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией об аукционе. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных способов определяется таким участником аукциона самостоятельно. Если участником аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставления обеспечения исполнения контракта не требуется.

Исходя из изложенной нормы, заказчик не вправе ограничивать форму обеспечения исполнения контракта.

В случае если заказчик установит одну форму (денежную) обеспечения исполнения контракта, это является основанием для обжалования участником размещения заказа действий заказчика в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ.

Таким образом, государственное бюджетное учреждение - заказчик, которое проводит открытый аукцион на выполнение работ для государственных нужд, не имеет права в документации об аукционе устанавливать одну форму (денежную) обеспечения исполнения контракта.

Д. В.Комаров

Аппарат Комитета

Совета Федерации по бюджету

24.09.2010