Об отсутствии оснований для распространения запрета, установленного п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234, на согласование федеральным органом исполнительной власти отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если такой земельный участок соответствует критериям, предусмотренным п. 1 указанного Постановления

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 сентября 2010 г. N Д23-3782

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу предоставления земельного участка и в пределах своей компетенции сообщает.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" (далее - Постановление) для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Указанный запрет действует в случае, если земельные участки предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям либо не предоставлены гражданам или юридическим лицам, находятся в границах населенных пунктов либо в установленных Постановлением пределах от границ населенных пунктов и не используются для реализации полномочий Российской Федерации, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлениям об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и государственных и муниципальных предприятий помимо документов, предусмотренных в п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации, должен быть приложен также документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Вместе с тем п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Таким образом, отказ землепользователя от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не является сделкой, связанной с распоряжением земельным участком. В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, согласование федеральным органом исполнительной власти отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если такой земельный участок соответствует предусмотренным п. 1 Постановления критериям, не подпадает под запрет, установленный п. 1 Постановления.

При этом следует учитывать особенности правового режима и оборота земель обороны и безопасности, которые устанавливаются в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".

Директор

Департамента недвижимости

А. И.ИВАКИН

23.09.2010