Должна ли организация при приеме работника на работу требовать от него карточку индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов?
Ответ: Нет, организация при приеме работника на работу требовать от него карточку индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не должна, так как подобное требование не предусмотрено действующим законодательством.
Обоснование: Частью 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлено, что плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
При этом Законом N 212-ФЗ форма такого учета не установлена, отсутствует даже указание на то, что учет обязательно следует вести на бумажных носителях.
Письмом ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П утверждена рекомендуемая форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (далее - Карточка учета).
Таким образом, ведение плательщиками страховых взносов Карточек учета не является обязательным.
Обязанность организации выдавать работнику при увольнении копию (экземпляр) Карточки учета за текущий год, равно как и обязанность работника представлять Карточку учета с предыдущего места работы новому работодателю, также не предусмотрена действующим законодательством.
Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Следовательно, при приеме на работу организация не имеет права требовать от работника Карточку учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов с предыдущего места работы за текущий год.
А. В.Суворова
Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
22.09.2010