Организация предполагает заключить договор с подрядчиком на проведение работ по текущему ремонту помещений и работ по реконструкции. Подрядчик не является членом саморегулируемой организации строителей. Какие юридические и налоговые (в целях исчисления налога на прибыль и НДС) риски у организации может повлечь данное обстоятельство?

Ответ: Наличие у подрядчиков свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией в области строительства (далее - СРО), требуется только для работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В то же время отсутствие такого допуска у подрядчика на проведение указанных работ влечет для общества риск налогового спора по вопросу правомерности признания для целей налогообложения прибыли затрат на оплату стоимости работ подрядчика и вычета соответствующей суммы НДС.

Обоснование: В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ) с 01.01.2010 обязательным условием для выполнения проектных, изыскательских и строительных работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, является наличие у подрядчиков свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией в области строительства.

В частности, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ установлено: виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Следовательно, допуск СРО требуется только для работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечень таких работ утвержден Минрегионом России. С 01.07.2010 Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, регламентирован Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).

То, что подрядные организации могут осуществлять свою деятельность, не вступая в СРО, подтверждается и разъяснениями Минэкономразвития России.

В частности, действие Перечня не распространяется на работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, указанных в ч. 2 ст. 49 и ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. В связи с этим, например, работы по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), осуществляются без наличия членства в СРО (Письма Минэкономразвития России от 30.09.2009 N Д05-4615, от 17.09.2009 N Д23-3033, от 30.03.2009 N Д05-1560 и N Д05-1565, от 06.04.2009 N Д05-1689).

Таким образом, наличие допуска СРО у подрядчика является обязательным в том случае, если работы, являющиеся предметом договора, поименованы в указанном Перечне.

Отсутствие такого допуска у подрядчика, ведущего работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, влечет для общества риск налогового спора по вопросу правомерности признания для целей налогообложения прибыли затрат на оплату стоимости работ подрядчика и вычета соответствующей суммы НДС.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В свою очередь, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Представители Минфина России в своих ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают, что расходы организаций по установленным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут приниматься к налоговому учету только при наличии оформленных в соответствии с нормами ГрК РФ свидетельств на допуск к таким работам, которые предоставляют саморегулируемые организации (см. Письма Минфина России от 09.03.2010 N 03-03-06/1/121, от 09.03.2010 N 03-03-06/1/120).

Данная позиция Минфина России вполне ожидаема и не отличается новизной. До 01.01.2010 аналогичные выводы представители контролирующих органов делали в тех случаях, когда работы выполнялись подрядчиком, не имеющим лицензии.

Между тем при рассмотрении налоговых споров суды не раз указывали, что налоговое законодательство не ставит право на включение стоимости строительных работ в расходы или на принятие НДС по ним к вычету в зависимость от наличия или отсутствия у подрядчика строительной лицензии (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.2008 N А65-24999/06 и др.).

Н. Л.Мамонова

Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

22.09.2010