О форме акта контроля за проведением землеустройства; о планировании контроля за проведением землеустройства; о проведении государственной экспертизы ранее утвержденной землеустроительной документации

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 сентября 2010 г. N Д23-3748

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, касающимся порядка применения Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1061 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства" (далее - Положение о контроле) и от 04.04.2002 N 214 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации" (далее - Положение об экспертизе), и сообщает следующее.

1. По вопросу о форме акта контроля за проведением землеустройства

В соответствии с п. 10 Положения о контроле в случае выявления нарушения требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему в акте контроля за проведением землеустройства указываются:

а) описание выявленных нарушений;

б) ссылки на нормативные правовые акты, технические условия проведения землеустройства и требования к нему, которые нарушены;

в) рекомендации по устранению выявленных нарушений, являющиеся обязательными для лиц, осуществляющих проведение землеустройства.

В настоящее время Департаментом недвижимости разработан, а Росреестром согласован проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении формы акта контроля за проведением землеустройства" (далее - Проект). В Проекте предусмотрено отражение сведений, установленных п. 10 Положения о контроле.

Кроме того, по мнению Департамента недвижимости, до утверждения Проекта в целях осуществления контроля за проведением землеустройства может применяться типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - типовая форма акта проверки). Департамент недвижимости полагает, что сведения, установленные п. 10 Положения о контроле, могут быть указаны в строке "Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами" типовой формы акта проверки.

2. По вопросу о планировании контроля за проведением землеустройства

Положением о контроле предусмотрено, что контроль за проведением землеустройства (далее - контроль) проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Вышеупомянутый Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).

В соответствии с ч. 6.3 ст. 9 Закона порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем Департамент недвижимости поддерживает позицию Росреестра в части отсутствия возможности планирования контроля.

Кроме того, согласно ст. 8 Закона и Правилам предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584, работы по землеустройству не включены в перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, контроль может осуществляться только в форме внеплановых проверок в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Департаментом недвижимости разработан и направлен на согласование в Росреестр проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 и признании утратившей силу статьи 7 Федерального закона "О землеустройстве".

3. По вопросу о проведении государственной экспертизы ранее утвержденной землеустроительной документации

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) землеустроительной документацией являются документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Между тем согласно Закону о землеустройстве земельные участки не являются объектами землеустройства.

Следовательно, Положение об экспертизе должно применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.

Учитывая изложенное, в настоящее время землеустроительная документация на земельные участки не составляется и государственная экспертиза землеустроительной документации в отношении земельных участков не проводится.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, проведение экспертизы утвержденной землеустроительной документации возможно в случае поступления на экспертизу землеустроительной документации, полученной в результате землеустроительных работ в отношении объектов землеустройства, установленных ст. 1 Закона о землеустройстве.

При этом необходимо отметить, что согласно п. 5 Положения об экспертизе землеустроительная документация представляется на экспертизу в соответствии с устанавливаемыми Федеральной службой земельного кадастра России техническими условиями и требованиями проведения землеустройства, регламентирующими ее состав и правила оформления.

Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения об экспертизе Федеральная служба земельного кадастра России или ее территориальный орган в срок не более 7 дней с даты регистрации землеустроительной документации уведомляет заказчика экспертизы:

о принятии землеустроительной документации на экспертизу (при соответствии представленной документации установленным согласно п. 5 Положения об экспертизе техническим условиям и требованиям);

о сроках представления недостающей землеустроительной документации.

Исходя из вышеизложенного Департамент недвижимости полагает, что в случае поступления на экспертизу ранее утвержденной землеустроительной документации, подготовленной в отношении земельного участка, Росреестром или его территориальным органом может быть принято решение об отказе в экспертизе указанной землеустроительной документации.

Также следует отметить, что согласно п. 12 Положения об экспертизе положительное заключение экспертной комиссии должно содержать выводы о соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о возможности ее утверждения и проведения землеустройства.

Отрицательное заключение может содержать выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную экспертизу.

Таким образом, иные выводы Положением об экспертизе не предусмотрены.

Директор

Департамента недвижимости

А. И.ИВАКИН

22.09.2010