Организация является собственником здания, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, и обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении права собственности на часть земельного участка, находящегося под данным зданием

Может ли организации быть отказано в предоставлении права собственности на часть земельного участка, находящуюся под данным зданием, по тому основанию, что земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит муниципальному учреждению?

Ответ: Организации не может быть отказано в предоставлении права собственности на часть земельного участка, находящуюся под принадлежащим ей зданием, по тому основанию, что земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит муниципальному учреждению.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 ЗК РФ.

Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Как отмечено в п. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Пунктом 8 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 данной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Как следует из изложенного, приобретение права собственности на часть земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенную под зданием, находящимся в собственности организации, является гарантированным ЗК РФ правом организации.

Пункт 4 ст. 35 ЗК РФ предусматривает случаи, когда предоставление в собственность земельного участка со зданием не может производиться: отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждения здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК РФ.

Следовательно, если отсутствуют указанные в п. 4 ст. 35 ЗК РФ случаи, отказ в предоставлении в собственность земельного участка со зданием неправомерен.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2008 N Ф08-4419/2008 изложен следующий вывод. Такое основание отказа в приватизации, как принадлежность земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному учреждению, законом не предусмотрено. Судом сделан вывод о том, что исключительное право общества на приватизацию земельного участка не нарушено правом постоянного (бессрочного) пользования учреждения этим участком.

Таким образом, учитывая указанное судом толкование, организации не может быть отказано в предоставлении права собственности на часть земельного участка, находящуюся под данным зданием, по тому основанию, что земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит муниципальному учреждению.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

18.06.2014