Вправе ли организация при предъявлении сумм НДС к вычету по товарам, возвращенным организации покупателями, представлять в налоговый орган электронные копии документов, подтверждающих уплату сумм НДС организацией в бюджет, если подлинники документов были уничтожены в связи с истечением срока их хранения?

Ответ: Организация при предъявлении сумм НДС к вычету по товарам, возвращенным организации покупателями, вправе представлять в налоговый орган электронные копии документов, подтверждающих уплату сумм НДС организацией в бюджет, если подлинники документов были уничтожены по истечении 4-летнего срока, установленного пп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 143 НК РФ определено, что организации являются плательщиками НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, а также ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации являются объектом налогообложения по НДС.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

Таким образом, из изложенного следует, что организация вправе предъявить НДС к вычету при наличии соответствующих счетов-фактур, оформленных в соответствии со ст. 169 НК РФ, а также при условии фактической уплаты организацией сумм НДС в бюджет и при наличии документов, подтверждающих факт уплаты.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Пунктом 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что документы, подтверждающие факт уплаты налогоплательщиком НДС, должны быть составлены на бумажных носителях.

В то же время пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Таким образом, по общему правилу по истечении 4 лет налогоплательщик вправе уничтожить документы, подтверждающие факт оплаты налогоплательщиком сумм НДС в бюджет.

Следует заметить, что положения гл. 21 НК РФ, в том числе и положения ст. ст. 171 и 172 НК РФ, не устанавливают срок хранения документов, подтверждающих факт уплаты налогоплательщиком НДС, отличный от срока, установленного пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. Следовательно, налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие факт уплаты налогоплательщиком НДС, в течение 4 лет.

К аналогичному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.03.2010 по делу N А56-16916/2009, указав, что, поскольку нормы ст. ст. 171 и 172 НК РФ прямо не устанавливают срок хранения налогоплательщиком документов об уплате НДС в бюджет либо счетов-фактур, представляется возможным принять иные документы, которые могут подтвердить факт уплаты НДС в бюджет.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.12.2009 N 11175/09 по делу N А44-109/2008 указал, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

При этом ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.03.2010 по делу N А56-16916/2009 прямо указал: исходя из названных общих принципов налогового законодательства следует признать, что нормы гл. 21 НК РФ прямо не предусматривают обязанности налогоплательщика хранить подлинные счета-фактуры, декларации, платежные поручения на оплату товара и уплату НДС в бюджет свыше сроков, установленных в ст. 23 НК РФ, и, следовательно, для предоставления вычета по НДС возможно принять копии данных документов, оформленные в электронном виде.

Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы НДС, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Таким образом, на основании изложенного следует вывод, что организация при предъявлении сумм НДС к вычету по товарам, возвращенным организации покупателями, вправе представлять в налоговый орган электронные копии документов, подтверждающих уплату сумм НДС организацией в бюджет, если подлинники документов были уничтожены по истечении 4-летнего срока, установленного пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Вместе с тем, учитывая отсутствие официальной позиции государственных органов и отсутствие обширной судебной практики, организации следует быть готовой отстаивать свою позицию в суде.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

21.09.2010