Организация была зарегистрирована в налоговом органе в качестве юридического лица, и сведения о ней были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, в результате которой было выявлено недостоверное представление сведений о месте нахождения организации (организация не находилась по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц).

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Организация, не согласившись с поданным налоговым органом заявлением, представила в суд возражения, указав, что отсутствие организации по адресу, указанному в учредительных документах, не является основанием для ее ликвидации.

Является ли позиция организации обоснованной?

Ответ: Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

В результате проверки налоговым органом было установлено, что организация не находилась по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Подпунктом "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что местом нахождения юридического лица является место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Согласно п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Пунктом 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П положение п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по конституционно-правовому смыслу данного положения предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Согласно п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

В рассматриваемой ситуации организация в своем представленном возражении ссылается на то, что отсутствие организации по адресу, указанному в учредительных документах, не является основанием для ее ликвидации.

Исходя из вышеперечисленных норм, по нашему мнению, нарушение носит устранимый характер и не может считаться грубым нарушением закона, поскольку организация не лишена возможности внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Так, в Письме ФНС России от 05.05.2010 N МН-20-6/622 разъясняется, что суды отказывают в удовлетворении требований налоговых органов, предъявляемых в соответствии с вышеуказанной нормой Закона N 129-ФЗ, в связи с тем что отсутствие юридического лица по адресу (месту нахождения), указанному в ЕГРЮЛ, является устранимым нарушением.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2009 N А56-42184/2008.

Таким образом, позиция организации является обоснованной.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.09.2010